Издательство
Книги
  ·   новые
  ·   популярные
  ·   библиотека
Журнал
  ·   статьи
  ·   архив
  ·   о журнале
Новая книга

Искусство Святой Руси

Cергей А. Виноградов Искусство Святой Руси

Служенiе Богу черезъ красоту, претворениiе ее въ жизненную форму реальности есть подвигъ угодный Богу. Видеть красоту Божьего мiра, «созданiе рукъ Его», можетъ каждый. Это уделъ каждого человѣка.Далеко не всѣ способны запечатлеть ее въ краскахъ, въ музыкѣ или въ словосочетанiи поэтической возвышенности. Одинъ изъ такихъ избранныхъ – талантливый художникъ Сергѣй Виноградовъ. Онъ обладалъ душой,стремящейся очистить свое внутреннее око, чтобы видѣть Божiе творенiе въ его красотѣ и запечатлѣть въ своихъ картинахъ, передать «это виденное» другому, живой души человѣку.

1. РУССКIЙ ИМПРЕССIОНИСТЪ

«Блаженны чистые сердцемъ, ибо они Бога узрятъ»
Матф.5:8
С.А.Виноградовъ

СЕРГѢЙ АРСЕНЬЕВИЧЬ Виноградовъ (1869-1938) принадлежитъ къ поколѣнiю Русскихъ художниковъ, испытавшихъ всю тяжесть потрясенiй Октябрьскаго переворота въ Россiи 1917 года. Въ послѣреволюцiонное время искусство цѣлой плеяды талантлевыхъ мастеровъ оказалось ненужнымъ, и многiе изъ нихъ покинули Родину. Виноградовъ выехалъ съ выставкой русскихъ художниковъ въ Америку и уже не вернулся въ Москву,поселившись съ осени 1924 года въ Латвiи. Талантъ его былъ многограненъ – живописецъ, педагогъ, общественный дѣятель, авторъ интересныхъ воспоминанiй о русской культурѣ начала ХХ вѣка. Особое мѣсто въ его творчествѣ заняли картины церковной тематики. Конечно, какъ пейзажистъ онъ въ первую очередь изображалъ красоту соборной архитектуры въ гармонiи съ окружающей природой. Все его полотна пронизаны идѣей созданiя мiра Творцомъ, служенiя человѣка Церкви. Выходцу изъ семьи священника эта тема была близка и понятна, и художественный интересъ къ ней проявился еще въ студенческiе годы. Въ Московскомъ училищѣ живописи, ваянiя и зодчества въ 1884 году онъ написалъ конкурсную работу ‛Утро въ монастырѣ. ХVii вѣкъ» и, хотя, у юноши ещё не было опыта въ созданiи исторической картины, однако проявилось желанiе понять жизнь своихъ персонажей, ушедшихъ отъ мiрской жизни въ монастырь.

Виноградовъ относился къ молодому, пытливому поколѣнiю конца ХiХ вѣка и въ своихъ картинахъ на бытовую тему использовалъ новыя достиженiя живописи, въ частности импрессiонизма. Реалистическiе сюжеты его картинъ оживляли свѣтъ и воздухъ. Въ началѣ ХХ вѣка онъ много ѣздилъ по Россiи, изображалъ дворянскiе усадьбы, изъ которыхъ две картины отмѣчены на международныхъ выставкахъ въ Мюнхенѣ, гдѣ художникъ получилъ золотыя медали. Тогда же ему присуждаютъ на Родинѣ званiе академика.

По прежнему онъ работаетъ много и надъ темой Церкви. Лучшiя картины – «Московская церковь» съ сугробами снѣга и протоптанной дорожкой, «Яблони въ цвѣту» с лазурнымъ небомъ и падающими на стѣны храма тенями отъ деревьевъ, «У Иверской». Незадолго до отъѣзда съ Родины онъ изобразилъ Марфо-Мариинскую обитель, построенную въ Москвѣ. Картина въ 1924 году была представлена на выствкѣ въ Нью-Йоркѣ и прiобретена знаменитымъ композиторомъ С. Рахманиновымъ, поселившимся въ домѣ на берегу рѣки Гудзонъ.

Въ картинахъ Виноградова латвiйскаго перiода чувствуется прежнее трепетное отношенiе къ каждому деревцу, травинкѣ, пригорку, цвѣтущей полянѣ, и въ этомъ сказывалось особое почитанiе Творца. «Нѣтъ красокъ, нѣтъ словъ выразить, что творится въ природѣ, - писалъ художникъ, - стоятъ дни такой красоты. Трепещутъ на солнцѣ розово-красные осины, горятъ золотомъ березы, тутъ же хмурыя высокiя ели и молоденькiя елочки стройныя стоятъ, точно колоколенки».

Черезъ хлѣбныя поля по пыльной дорогѣ идутъ крестьянки-паломницы съ сосредоточенными лицами «къ Преподобному» (1893). Что заставляетъ человѣка обращаться къ Церкви? Идут туда люди какъ къ послѣднему прибежищу и надеждѣ.

2. СЫНЪ СВЯТОЙ РУСИ

Больше всего любилъ онъ праздникъ Пасхи, ассоцiирующiйся съ жизнью, исполненiемъ надеждъ, верой въ будущее. Вотъ картина «Свѣтлая заутреня»: выходятъ изъ храма прихожане съ огоньками въ Великiй Четвергъ, надо донести огонь до дома. А Великая Пятница, самый скорбный день. «Въ церкви напряженiе молитвенности и скорби доходятъ до предѣла. Тишина, все утихло, сосредоточилось. Вѣками скопилось, сложилось углубленное чувствованiе, святость его и какъ оно нарастало, и какой радостью разрѣшалось – свѣтлымъ Воскресенiем! Великимъ праздникомъ Весны,» – такъ опишетъ свои чувства Виноградовъ въ статьѣ «Пасха въ Москвѣ».

В послѣднiй перiодъ творчества Виноградовъ часто выезжалъ въ восточную часть Латвiи. Въ Латгальской провинцiи онъ находилъ мотивы для своихъ картинъ и на выставке въ 1935 году въ Ригъ посетителей поразили солнечные восходы и закаты, летнiя кучевые облака надъ лѣсами, озерами, хуторами, перелѣсками, тяжелыя темныя волны рѣки Даугавы, цвѣтущiе сады съ бѣлорозовыми яблоками и россыпью сирени, старинныя дворянскiя усадьбы. И среди этого великолѣпiя гармонично смотрѣлись крѣпкiя крѣпостныя стѣны, бѣлыя высокiя звонницы съ колоколами, синiе бархатные купола съ золотыми крестами Псково-Печерскаго монастыря (смотри обложку). Картины были выполнены во время поѣздки въ святыню Русскаго Православiя. Изъ нихъ нѣсколько украсили альбомъ о монастырѣ, изданный въ 1929 году въ Ригѣ совмѣстно съ профессоромъ В. Синайскимъ.

Въ отзывѣ о персональной выставкѣ писалось: «Виноградовъ поразительный художникъ, къ чему бы онъ ни прикоснулся, все вдругъ начинаетъ трепетать и свѣтиться. По этимъ холстамъ разлита ласковая и восхитительная радость, въ этомъ мiрѣ хочется жить».

Въ концѣ жизни художникъ хотѣлъ запечатлеть на полотнѣ службу рижскаго и латвiйскаго Архiепископа Иоанна Поммера въ главномъ православномъ Христорождественскомъ соборѣ. Но идею претворить не удалось изъ-за мученической смерти Архiепископа iоанна въ Октябрѣ 1934 года.

Сохранились собственныя записи послѣднихъ лѣтъ его плодотворной жизни. Вотъ записи его послѣдней осени.

3. ОСЕНЬ ЖИЗНИ

«Золотая осень въ неописуемой красѣ! Вода въ озерахъ стала темносиняя, а небо глубокое, темно-голубое… Въ липовую старую аллею какъ войдешь – она полыхаетъ золотомъ… Все время въ восторженномъ волненiи отъ этой несказанной красоты я. А въ домъ войдешь – пахнетъ яблоками, антоновкой. Яблоки повсюду: на подоконникахъ глубокихъ оконъ… на столахъ, на полу въ нежилыхъ сейчасъ комнатахъ… А въ кухнѣ маринуютъ боровики, солятъ рыжики, все впрокъ на зиму. А пахнетъ-то какъ хорошо этими соленiями. Никуда не хотѣль бы ѣхать изъ деревни. По луговинамъ, по жнивьямъ стѣлется паутина. В полѣ копаютъ картошку, и на фонѣ серой земли яркими пятнами горятъ платки и платья копающихъ бабъ. Кончаются послѣднiя деревенскiя работы на поляхъ. Взошли уже изумрудныя озими. Что за краски всюду сейчасъ… Какъ хочется жить и писать…»

Осень 1937 года стала последней въ земной жизни Сергѣя Арсеньевича. День ото дня его самочувствiе ухудшалось. Онъ уже почти ничего не слышитъ и постоянно прихварываетъ. Въ Январѣ 1938 года умеръ Высоцкiй, и художникъ всю дорогу до кладбища шелъ съ непокрытой головой. Черезъ нѣсколько дней онъ тяжело заболѣлъ воспаленiемъ легкихъ. Слабый организмъ не могъ долго бороться съ недугомъ и 5 Февраля Виноградова не стало. Проживъ въ Ригѣ немногимъ больше тринадцати лѣтъ, онъ до послѣдняго вздоха оставался истинно рускимъ художникомъ.

А въ некрологѣ говорилось: «До самого послѣдняго дня своей жизни С.А. Виноградовъ жилъ только искусствомъ» Иными словами – онъ жилъ красотой!

Нина И. Лапидусъ, искусствовѣдъ. Рига. 2001 г.

4. Творчество С.А. Виноградова

Дѣти. 1895. Одесскiй художественный музей
Старая церковь в Плесе. 1989. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Купчиха у самовара. Местонахождение неизвестно.
Паденьщикъ. 1897.  Государственная Третьяковская галерея. Москва
Пастух. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Древнiе стены. Псково-Печерскiй монастырь. 1928. Местонахождение неизвестно.
К преподобному. Нижегородскiй государственный художественный музей.
Озеро въ лесу. Собранiе Владимира Пешича
Вечеръ ранней весны. Собранiе Владимира Пешича

версия для печати


предыдущая статьяследующая статья
Отзывы покупателей
Хроники Эллизора. Чужестранец. Фантастическая повесть. Протоиерей Андрей Спиридонов. Книга замечательная, но хочется узнать, кода в продаже будет продолжение?...
Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. Роман. Михаил Загоскин.Рекомендую купить в домашнюю библиотеку все 4 исторических романа Загоскина. Самобытный талант писателя прежде всего проявляется в любви ко всему русскому. Увлекательный сюжет, подробные исторические комментарии, яркие характеры, делают чтение не только...
Собрание сочинений Игнатия Брянчанинова. В 7 томах. ТОЛЬКО 1-й том (Аскетические опыты Ч1)Содержание замечательное, оформление хорошее, но именно в этом издании допущено очень много орфографических ошибок....
О жизни схиархимандрита Виталия.Книга произвела на меня неизгладимое впечатление.Пример подвижнической жизни о.Виталия укрепил меня на духовном пути эта книга явилась глотком свежего воздуха всё мирское ушло на второй план.Рекомендую её прочесть всем как ново начальным так и воцерковленным...
Псалтирь учебная. На трех языках. В переводе П. ЮнгероваПриобрела данное издание. В общем довольна. Для желающих приобрести уточню: страницы серые, шрифт средний. Вначале книги идет постраничный церковно-славянский перевод и церковно-славянский в гражданском оформлении, в конце книги отдельно перевод на русский...
Видеть Бога, как он есть. Архимандрит Софроний (Сахаров)После прочтения книги "Старец Силуан", захотелось прочитать и другие труды Архимандрита Софрония Сахарова. Это были книги "Видеть Бога, как он есть" и "Письма в Россию". Несмотря на небольшой объём, книга "Видеть Бога, как он есть" , далась мне...
 Сокровищница духовной мудрости. Том I.Замечательная книга. Жаль, что не обратила на нее внимания раньше и пропустила другие тома....