В восемнадцатом и девятнадцатом веках появилось море литературы по истории и культуре Древней Греции. Европейские ученые-эллинисты заново открыли для себя и своих читателей классический период греческой истории и культуры. Однако они обошли молчанием тысячелетнюю историю Парфенона как христианского храма, и это просто поразительно при таком обилии литературы о Греции. Никто и словом не обмолвился о том, что Парфенон использовался для языческих обрядов всего в течение 830 лет, а потом более тысячи лет являлся христианским храмом. Посвящение его Афине состоялось в 438 году до Рождества Христова, а в 392 году Византийский Император Феодосий I запретил языческое поклонение в любой форме, и в пятом веке Парфенон стал православным храмом «Агиа София» (Святой Премудрости). В 662 году его переименовали: он стал называться «Панагиа Атениотисса» (Панагиа Афинская), в честь Божией Матери. В 1204 —1205 годах Афины были аннексированы латинянами и франками. Они использовали Акрополь как дворец и крепость, а Парфенон превратили в католический храм (Санта Мария ди Атэнэ, а позднее Нотр Дам д’Атэн). В византийскую эпоху Эрехтеум снова стал православным храмом в честь Богородицы, храм Гефеста — церковью св. Георгия, а в Пропилеях (которые, возможно, использовали в качестве епископского дворца) была часовня, посвященная Святой Троице. К западной стене Парфенона пристроили нартекс, с восточной стороны добавили апсиду, поддерживавшую алтарь. Апсида была украшена мозаикой Панагии Атениотиссы, а стены покрыты фресками. И сейчас на верхней части одной из внутренних стен еще виден фрагмент фрески Благовещения.
Христианский Парфенон хранил множество сокровищ Церкви. Согласно записи, датируемой 1390 годом, здесь покоились мощи преп. Макария Великого и Евангелие, переписанное лично св. царицей Еленой. Путешественники тех времен отмечают в своих записках, что видели в Парфеноне одну из икон Богородицы кисти самого евангелиста Луки и лампаду, в которой чудесным образом не иссякает масло. В середине четырнадцатого века Педро IV Арагонский писал о Парфеноне: «Это величайший из всех алмазов вселенной; такой, какой не под силу воспроизвести всем Царям Христианского мира».
В наши дни множество паломников приезжают в монастырь, желая помолиться перед известной иконой Богоматери «Корень Иессеев» (день празднования — 2 июля). Эта икона, написанная в пятнадцатом веке, находится в храме святителя Николая, на иконостасе, слева от Царских врат. Изначально она была подарена подворью монастыря святителя Николая в Константинополе (подворье называют “Влахсерай”) знаменитым храмом Богородицы во Влахерне. В 1453 году, после захвата Константинополя турками, икону перевезли на хранение в монастырь. Икона заключена в серебряный оклад, на ней изображена Богоматерь, сидящая на престоле с Божественным Сыном на руках. У Ее ног изображен пророк Иессей, отец царя Давида, из рода которого, согласно пророчествам, произошел Мессия. Из Иессея, как из корня, растет ствол с образом Господа и Богородицы; по обеим сторонам имеются ветви, а на них — образы тех пророков, которые предсказывали приход Христа. Справа от Царских врат находится парная икона Господа. В 1986 году, придя в храм однажды утром, отец Дорофей обнаружил, что из правого глаза Богоматери сочится красная слезинка. На следующий день истечение крови прекратилось, и от иконы стало исходить сильное, неземное благоухание. С тех пор оклад почти все время покрыт тонким слоем мира, чудесным образом источаемого иконой. Братия собирает его и раздает как благословение паломникам. Перед иконой висят маленькие серебряные диски (греки называют их «тамата»), свидетельствуя о сотнях чудес, совершившихся по предстательству Божией Матери.
Один из самых поразительных случаев произошел в 1991 году. Это было чудесное исцеление знакомой автора данной книги, врача из Франции по имени Анна Гилье, у которой обнаружили быстротечную форму рака. Анна, имеющая медицинскую практику на Корсике, приехала в монастырь из Франции с матерью, сестрой и маленьким сыном, чтобы помолиться перед иконой Богородицы и посоветоваться с архимандритом Дорофеем, своим духовным отцом. 15 августа они присутствовали на Всенощном бдении под Успение, а после службы пошли в свою комнату. Они легли и уже уснули, и тут Анну разбудило видение: Женщина очень высокого роста в одеянии настоятельницы монастыря. Анна твердо верит, что это была Богородица. Мать, сестра и сын Анны слышали, как она долго говорила с кем-то, хотя второй голос был слышен неясно; однако они не могли повернуть голову, чтобы посмотреть, Кому принадлежал голос, — все трое рассказывают, что какая-то невидимая сила, казалось, удерживала их от этого.
Из того разговора Анна помнит только, что много раз отвечала на какой-то вопрос словом «да»; она думает, что ее просили что-то сделать, и она обещала. На следующее утро она рассказала о ночном происшествии настоятелю, и он также почувствовал, что Анна говорила именно с Богородицей. Через несколько дней, по возвращении на Корсику, она снова сдала анализы. Обнаружилось, что опухоль полностью исчезла. Ее лечащие врачи никак не могли поверить результатам анализов, поэтому их пришлось повторить несколько раз. В конце концов, они подтвердили, что Анна абсолютно здорова.
У женщины из соседней деревни под названием Стенис врачи признали сына психически больным. Сказали, что ему придется провести остаток дней в инвалидном доме. Она поехала к нему в инвалидный дом, взяв с собой ватку, пропитанную миром от иконы Богородицы, осенила его крестным знамением с этой ваткой в руке, и он тотчас исцелился.
Третий случай известен многим жителям Южной Греции. Он произошел с женщиной из Афин, у которой долго не было детей. Она приехала помолиться в монастырь и попросила дать ей пропитанную миром ватку. Настоятель благословил ее, дал ей с собой кусочек ваты. Она не стала просто мазаться миром, как положено, а, помолившись, проглотила ватку. Скоро, к своей великой радости, она забеременела. Муж ее тоже был счастлив. Когда спустя девять месяцев родился ребенок, врач заметил, что он что-то держит в кулачке. Врач разжал ручку ребенка, и в ней оказался кусочек ватки, все еще пахнущий миром. Об этом событии сообщили греческие газеты, мать младенца прислала архимандриту Дорофею письменное подтверждение свершившегося в их семье чуда.
Эта поразительная история получила продолжение, и не в Греции, а в далекой России. Друзья автора этой книги, москвичи Ирина и Владимир Беловы не имели детей, хотя прожили в браке уже несколько лет. Они переживали по этому поводу, и, узнав, что я уезжаю в Грецию и на Святую Землю, попросили меня помолиться за них в святых местах. Из той поездки я привезла им пять или шесть святынек: масло из лампад от чудотворных икон с Андроса и Закинфа, финиковые листья с дерева св. Саввы в Иерусалиме, масло из лампады, висящей над мощами св. Харалампия в Метеоре, пояс, который я прикладывала к мощам святителя Спиридона... Я отдала все это Ирине, объяснив историю каждой из святынек. Месяцев через пять я позвонила ей и спросила, есть ли новости. Она ответила: «Я даже не пыталась применить эти святыньки — я так хочу ребенка, что, боюсь, потеряю веру, если они не помогут». Мы еще какое-то время говорили о том, как Бог отвечает на наши молитвы и о Его Промысле в тех случаях, когда ответ на молитвы получается не таким, как нам бы хотелось. В тот вечер Ирина открыла ящик стола, где хранились святыньки, взяла ватку с миром из монастыря святителя Николая, помолилась, отрезала от нее половину и проглотила, как та женщина из Афин. Как она потом мне объяснила, она «не хотела тратить всю ватку, если она не поможет». В ту же ночь произошло зачатие. Она уверена в точности даты, так как на следующий день начинался Успенский пост, а ее муж только что вернулся из долгой поездки.
С горой Химеттус связана еще одна интересная история. В 1925 году, после официального введения Григорианского календаря как обязательного для всей Греческой Церкви, большинство храмов, не пожелавших отказаться от старого (Юлианского) календаря, были закрыты, а духовенство из них изгнано. Однако, храм Иоанна Богослова у подножия горы Химеттус в районе Холаргос Папагос так и оставался действующим, несмотря на то, что последовательно и твердо служил по старому стилю, и власти какое-то время этого просто не замечали. В 1925 году в день Воздвижения Животворящего Креста Господня по старому календарю, 14 (27) сентября, в храме св. апостола Иоанна Богослова ради праздника собралось множество православных. За два часа до службы, которая должна была начаться в 11 вечера, собралось уже две тысячи человек, и власти послали полицию, чтобы не допустить проведения службы. Однако, прибывшие полицейские увидели огромную толпу народа и побоялись разгонять ее или закрывать двери храма. Они просто остановились в ожидании и стали наблюдать за происходящим. В 11:30 на небе к северо-востоку от храма появился крест как бы из света. Его сияние не только озарило церковь и верующих, но даже затмило звезды вокруг. В течение получаса крест ярко светился в ночном небе, а в полночь стал медленно подниматься, как поднимается крест в руках священника на службе в честь Воздвижения Креста. Ясно было, что это чудо не относится к разряду естественных природных явлений, поскольку крест имел совершенно четкую византийскую форму, с перекладиной. Он был виден во всех районах Афин, чему имеются письменные подтверждения свидетелей даже из таких отдаленных районов как площадь Омониа. Иоанн Глимис, один из полицейских, посланных в ту ночь закрыть церковь, впоследствии вспоминал:
...Тогда мы тоже взглянули и увидели это чудо: огромный сияющий крест, очень высоко над храмом, освещал всю ту местность. Сначала нас охватил страх, но мы тотчас пришли в себя и, забыв цель, с которой были посланы сюда, упали на колени и заплакали, как малые дети. Конечно, нет нужды говорить о том, что под влиянием сильного чувства мы простояли всю службу — уже не в качестве гонителей, а как глубоко верующие христиане. Утром, вернувшись к себе, мы всем рассказали о великом чуде, которое сподобились увидеть. Впоследствии было проведено расследование, и мы все поклялись, что четко видели высоко в небе Животворящий Крест Господень...
В юго-восточной части острова есть деревня Маркопуло, где уже сотни лет к празднику Успения с гор спускаются маленькие безвредные змейки с крестиками на головах. Они заползают в деревенскую церковь, ползут к иконостасу и вокруг него. Они впервые появляются примерно 6 августа, на праздник Преображения Господня, когда ежедневно до праздника Успения (15 августа) читается канон. После праздника они уходят в горы, и до следующего августа местные жители их не видят и ничего не знают о них.
Согласно легенде, во время одного из пиратских набегов Барбароссы в XVI веке насельницы здешней обители молились Божией Матери о спасении и превратились в змеек.
Однако официальное объяснение Церкви таково: несколько веков назад местные жители заметили, что недалеко от деревни горит дерево. Они подбежали к этому месту, потушили пламя, но дерево и кусты вокруг него уже обуглились. У корней дерева они обнаружили икону Божией Матери, совершенно не пострадавшую от огня. Икону отнесли в храм для поклонения, но она неведомым образом вернулась на то место, где ее нашли. Так повторилось несколько раз, и тогда было решено построить на месте обретения иконы часовню, а потом и монастырь. Когда пираты высадились на южном берегу острова, монахини молили Бога о спасении, и пираты в ужасе отступили при виде тысяч змей, вдруг окруживших монастырь.
Местные церковные власти предлагают и богословское обоснование этого удивительного явления: как человеческая природа Богородицы была восстановлена в прежнем достоинстве и стала такой, какой была у человека до грехопадения, так и змейки проявляют в Ее святой праздник такое же бесстрашие, какое было характерно для них до грехопадения. Это напоминает нам о близости человека и природы в Раю.
Доктор Джоанн Стефанатос, американский ветеринар греческого происхождения, говорит: «У этих змеек на головках имеется естественная раскраска в виде креста; полосы у них поперечные и очень отчетливые. Ни один серпентолог, исследовавший этот феномен, не может сказать, что это за вид. Змеек никто не видел в какое-либо другое время года, они появляются в храме только на праздник Успения».
По рассказам местных жителей, на их памяти, змейки приползали каждый год, кроме времени немецкой оккупации и в 1953 году, когда остров поразило ужасающее землетрясение. Интересно было бы узнать, появлялись ли они в праздник Успения 1925 года — год перехода с юлианского на григорианский календарь. Если да, то несостоятельной оказывается теория о том, что их появление связано с естественными ежегодными процессами миграции. Скептикам было бы над чем задуматься...
...Будучи в епископском сане, Святитель Спиридон Тримифунтский получил приглашение участвовать в Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году Императором Константином Великим, целью которого было определение основных истин Православной веры. Главной темой для обсуждения Собора было учение еретика Ария, утверждавшего, что Христос не являлся Богом от вечности, но был сотворен Богом Отцом. На Соборе присутствовали 318 епископов, священников и монахов, в том числе такие светильники Церкви как святители Николай Мирликийский, Афанасий Великий, Пафнутий Фивейский и Александр, Патриарх Александрийский, которые и убедили Императора в необходимости созвать этот Собор.
Отцы Собора столкнулись с такой убедительной «презентацией» еретической доктрины знаменитым философом Евлогием, что, даже будучи уверены в ложности этого учения, оказались не в силах противостоять хорошо отточенной риторике еретика. В ходе одной из наиболее напряженных и горячих дискуссий святитель Николай так разгневался, слушая эти богохульные речи, вызвавшие столько смущения и беспорядка, что дал Арию звонкую пощечину. Собрание епископов возмутилось тем, что святитель Николай ударил своего собрата-клирика, и поставило вопрос о запрещении его в служении. Однако в ту же ночь нескольким членам Собора явились во сне Господь и Богородица. Господь держал в руках Евангелие, а Пресвятая Дева — епископский омофор. Приняв это как знак того, что дерзновение святителя Николая угодно Богу, они восстановили его в служении.
Наконец, когда искусные речи еретиков полились неудержимым, всесокрушающим потоком, и стало казаться, что Арий и его последователи одержат победу, со своего места поднялся, как говорится в Житиях, необразованный епископ Тримифунтский с просьбой выслушать его. Будучи уверены в том, что он не сможет противостоять Евлогию с его превосходным классическим образованием и несравненным ораторским искусством, остальные епископы умоляли его молчать. Тем не менее, святитель Спиридон вышел вперед и предстал перед собранием со словами: «Во имя Иисуса Христа, дайте мне возможность кратко высказаться». Евлогий согласился, и епископ Спиридон начал говорить, держа на ладони кусок простой глиняной черепицы:
Един Бог на небе и на земле, создавший небесные Силы, человека и все видимое и невидимое. По Его Слову и Его Духом возникли Небеса, появилась Земля, соединились воды, задули ветры, зародились животные, и был сотворен человек, Его великое и чудесное создание. От Него Единого пришло из небытия в бытие все: все звезды, светила, день, ночь и всякая тварь. Мы знаем, что это Слово есть истинный Сын Божий, Единосущный, родившийся от Девы, распятый, погребенный и воскресший как Бог и Человек; воскресив нас, Он дарует нам вечную нетленную жизнь. Мы веруем, что Он есть Судия мира, который придет судить все народы, и которому мы дадим отчет во всех своих делах, словах и чувствах. Мы признаем Его Единосущным Отцу, равно чтимым и равно славимым, седящим одесную Его на небесном престоле. Святая Троица, хотя и имеет три Лица и Три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух, есть Бог Единый — Одна невыразимая и непостижимая Сущность. Человеческий ум не в силах объять этого и не обладает способностью это постигнуть, ибо Божественное бесконечно. Как невозможно заключить всю ширь океанов в маленькую вазу, так и конечному человеческому уму невозможно вместить бесконечность Божества. Поэтому, дабы вы могли уверовать в эту истину, посмотрите внимательно на этот маленький скромный предмет. Хотя мы и не можем сравнивать Несозданное Сверхвещественное Естество с тварным и тленным, все же, поскольку маловерные больше доверяют глазам, нежели ушам, — как вы, если не увидите телесными очами, не поверите, — я хочу... доказать вам эту истину, показать ее вашим глазам, посредством этого обыкновенного куска черепицы, также составленного из трех стихий, но единого в своем веществе и природе.
Сказав это, святитель Спиридон сотворил правой рукой крестное знамение и произнес, держа кусок черепицы в левой руке: «Во имя Отца!» В это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из куска глины вырвалось пламя, которым его обжигали. Святой продолжал: «И Сына!», и на глазах участников Собора из куска глины истекла вода, с которой его смешивали. «И Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, святой показал оставшуюся на ней сухую землю, из которой была вылеплена черепица.
Собрание объял благоговейный страх и изумление, а Евлогий, потрясенный до глубины души, сначала не мог говорить. Наконец он ответил: «Святой человек, я принимаю твои слова и признаю свою ошибку». Святитель Спиридон пошел с Евлогием в храм, где тот произнес формулу отречения от ереси. Потом он исповедал истину перед своими собратьями-арианами.
Победа Православия была так несомненна, что только шестеро из присутствующих ариан, включая самого Ария, остались при своем ошибочном мнении, все прочие же вернулись к исповеданию Православия...
Во время II Мировой войны, когда итальянцы по приказу Муссолини напали на Грецию, одной из их первых жертв оказался соседний остров Корфу. Бомбардировка началась 1 ноября 1940 года и продолжалась месяцами. У Корфу не было средств противовоздушной обороны, поэтому итальянские бомбардировщики могли летать на особенно низкой высоте. Однако во время бомбежек происходили странные вещи: и летчики, и те, кто находился на земле, замечали, что многие бомбы непонятным образом падают не прямо вниз, а под углом, и попадают в море. Во время бомбежек люди стекались в единственное убежище, где не сомневались найти защиту и спасение — церковь святителя Спиридона. Все здания вокруг церкви были сильно повреждены или разрушены, а сама она сохранилась до конца войны без единого повреждения, даже ни одно оконное стекло не треснуло...
Очень душевная и поучительная книга! От неё прямо веет теплотой!Всем советую иметь у себя и перечитывать её каждый день!Особенно хорошо её подарить близким людям ( маме, дочери,сестре или подруге). Спасибо издательству за такой ценный подарок!...
Не знаю кому как, а мне сложно и не всегда приятно читать чужие дневники и письма. Но слова действительно благородные и красивые и о браке, и о семейной жизни, в некоторых случаях правильные и трезвые, в некоторых как всегда субъективные....
Чюдесная книга, замечательно изданная....
Замечательная книга! Очень добрая и духовная. Ее можно читать для поднятия духа, воспитания любви и смирения в себе хоть каждый день. Мне дала почитать ее моя коллега, за что ей большое спасибо. Она пришла очень вовремя - прямо перед началом великого...
Замечательное издание! На нем нужно воспитывать наше подрастающее поколение. Данная книга - идеальный подарок молодоженам!...
Эту книгу нужно прочитать самим и вместе с детьми, чтобы воспитать в детях любовь к страстотерпице - Царице Александре. Такая книга должна быть в домашней бибилиотеке обязательно.
...
Раньше приходили такие спам смс-ки: перешли письмо 7 друзьям и будет тебе счастье. Никогда не отвечала на них . Но, вото, что подумалось: если бы каждый, называющий себя православным подарил эту книгу всем своим друзьям - счастье в нашей стране было бы...