Преподобной Анин был родом из Халкидона1. Родители его были христианами. Подобно евангельскому Закхею2 он был небольшого роста, но, взамен того, был велик духом. С самых юных лет он отличался кротким, незлобивым нравом и постоянно стремился к деланию добра. Когда преподобному исполнилось пятнадцать лет, родители его умерли. Вскоре после этого святой решил оставить суетное мирское житие, для чего и поселился в одном из монастырей, где принял пострижение в монашество.
Ревнуя о безмолвном подвижническом житии, святой Анин вскоре оставил монастырь и ушел в одну далекую пустыню, расположенную близ того места, где протекает река Евфрат3, отделяющая Сирию4 от Персии5. Здесь Анин встретил одного отшельника, по имени Маиума, подвизавшегося в пещере. Святой поселился у него и подражал ему в подвигах поста и молитвы. Оба они содержали столь строгий пост, что во всю четыредесятницу не вкушали ничего совершенно, но, несмотря на это, всегда имели радостные лица, как бы присутствуя на царском пиру. Святой Анин настолько преуспевал в своих подвигах, что превзошел даже своего учителя - старца. Он проводил многие дни совершенно без пищи, молясь день и ночь, так что даже старец дивился его подвигам. В том месте, где подвизался святой Анин с отшельником, не было воды, потому что река Евфрат находилась в расстоянии пяти стадий6 от их пещеры. Святой Анин носил воду из этой реки в малом сосуде, намеренно не пользуясь большим сосудом, чтобы трудиться как можно более, часто ходя за водой. Один раз святой Анин отправился-за водою на реку, но не успел он еще отойти и одного стадии от своей пещеры, как сосуд его был наполнен водою внезапно явившимся ему Ангелом. Заметив, что Анин возвратился необычно скоро, старец понял, что Бог сотворил с ним чудо, исполнив его благодати Своей. После этого он стал упрашивать его быть своим учителем и наставником, но, не будучи в состоянии уговорить его к этому, решил оставить его, чтобы не заставлять служить себе того, которому он сам хотел бы и считал себя обязанным послужить. Пришедши в один монастырь, расположенной близ реки Евфрата, старец рассказал братии о святом Анине. О этого времени молва о святом Анине распространялась всё более и более, и к Анину стали приходить многие люди, искавшие подвижнической жизни.
По удалении старца Маиума из пещеры, святой Анин сказал сам себе: "я здесь начал подвизаться, здесь и останусь до конца своей жизни", - и остался в пещере. Впрочем святой Анин неоднократно уходил из пещеры вглубь пустыни; пробыв здесь двадцать или тридцать дней, он возвращался обратно в свою пещерную келлию. Своими постоянными подвигами святой достиг того, что умертвил в себе все плотские страсти и совершенно поработил плоть духу. Господь исполнил святого Своей благодатью, так что даже подчинил ему диких зверей, обитавших в пустыне. Куда бы ни пошел святой, - ему следовали два льва, одному из которых он исцелил язву на ноге.
Святой Анин был безмездным врачом не для животных только, но и для людей, Потому что Бог дал ему власть и силу исцелять всякий недуг и всякую болезнь в людях. Слава о святом распространилась по всей стране той. К нему приводили многих недужных, и всех их он исцелял по благодати Божией. Вследствие этого святой уже не уходил в пустыню, но пребывал постоянно в своей келлии ради приходящих к нему людей; для того Бог и даровал его той стране, чтобы приходящие к нему, как бы к некоему источнику исцелений, не отходили неутешенными, но чтобы каждой получил от него врачевство, соответственно своей болезни: один получал у него исцеление своим телесным недугам, другой врачевал свои душевные болезни, слушая его наставление и поучение.
В виду того, что место, где жил святой, было безводным, а потребность в воде была большая вследствие большого количества людей, приходящих к святому, святой ископал небольшой колодезь, в которой собиралась дождевая вода. Один раз к святому пришли несколько человек и попросили дать им воды, которою бы они утолили свою жажду. Святой велел одному из своих учеников (у него было уже шесть учеников) почерпнуть воды из колодезя. Но ученик сказал ему, что вода уже вся истощилась в колодезе, так что не осталось её там ни одной капли. Преподобной же сказал ему:
- Я надеюсь на дивную силу Божию. Иди, и ты найдешь воду, которою и утолится жажда пришедших.
Ученик отправился и, к удивлению своему, нашел колодезь, наполненным водою до верха. Прославив Бога, он почерпнул воды в колодезе и, принеся ее к своему учителю, рассказал ему о совершенном силою Божиею чуде. Воды этой хватило на много дней. Всё сие случилось в семнадцатой год подвижнической жизни святого. Когда же вода вся вышла, а дождя всё еще не было, святой не восхотел снова просить у Бога чуда, но, смирившись, начал сам ночью носить воду из Евфрата. Всю ночь до самого утра святой трудился, постоянно прославляя Бога и памятуя слова Господа, сказанные Им в Своем Евангелии святом: "И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Матф.10:42). Случилось однажды, что к преподобному пришли некоторые братия из соседнего монастыря, сильно жаждавшие от долгого пути; между тем в колодезе воды не было совершенно. Тогда преподобный тайно взял водоносы и сам отправился на реку за водой. Вскоре он уже возвращался обратно. Заметив, что преподобный возвращается слишком скоро, братия подумали, что святой сильно устал и, не дойдя до реки, возвратился обратно. Братия пошли навстречу ему, намереваясь сами отправиться за водою. Но когда братия начали снимать с плеч святого водоносы, они заметили, что водоносы наполнены были до верху водою. Братия весьма удивились всему происшедшему, потому что Ангел Господень наполнил сосуды водою, как и ранее это было при Маиуме старце. Тогда братия воскликнули:
- Благодарение Господу! По заслугам святого отца нашего, водоносы наполнились водою!
Но святой, наблюдая всегда смиренномудрие, сказал братии:
- Простите меня, братия, Я человек грешный, вода сия дарована вам Богом не ради меня, но по причине великой вашей жажды, чтобы вы не изнемогли совершенно, дожидаясь, пока я возвращусь с реки.
Епископ города Неокесарии7, по имени Патрикий, весьма уважал святого за те чудеса, которые творил Бог ради заслуг святого; он неоднократно посещал его и поставил его, против его воли, пресвитером. Узнав, что сам святой носит воду из Евфрата для утоления жажды приходящих к нему людей, епископ прислал к святому в дар осла, которой мог бы возить воду из реки.
Спустя несколько дней к святому пришел один бедный человек, не имевший чем заплатить своего долга заимодавцу. Пришедший просил святого помочь ему уплатить его долг. Преподобный же, будучи нищим духом и не имея никакой вещи, которую мог бы отдать, сказал пришедшему:
- Возьми, брат мой, вот этого осла, продай его и вырученными деньгами заплати долг свой.
Человек тот взял осла и ушел от святого, а святой снова стал носить воду из реки сам. Когда епископ узнал об этом, то послал к святому другого осла и велел сказать:
- Осла этого я не даю тебе в собственность, но ты можешь употреблять его для ношения воды; когда же он будет нужен мне, я возьму его обратно.
Спустя некоторое время к преподобному пришел один бедный человек и просил у него милостыни. Не имея ничего, что бы можно было дать, кроме осла, святой отдал его просящему.
Когда затем к святому прибыл епископ, то, не нашел осла, он велел ископать большой колодезь и наполнить его при помощи многих животных водою из реки, (обычно в безводных и сухих местах искапывались колодези, которые и наполнялись водою, получаемою от дождя или от таяния снега, или приносимою из реки). Наполнив колодезь до верху, епископ взял своих животных к себе; когда же вода истощалась в колодезе, епископ снова присылал своих ослов для ношения воды к колодезю и потом брал их к себе обратно.
В Апамее8 подвизался один столпник, по имени Пионий, проводивший строго-подвижническую жизнь. Жившие среди окрестных жителей грабители пришли ночью к его монастырю, думая найти здесь большие богатства. Подкопав стену, грабители вошли в монастырь, но, обошед его, нигде ничего не нашли и возвращались с пустыми руками. Один из разбойников, уходя, взял камень и бросил им в святого столпника. Камень попал в голову святого и сильно ранил его.
Когда злодеи ушли от того места, столпник намеревался уже сойти со столпа, чтобы идти к судиям с жалобою на разбойников. Святой Анин, узнав об этом, призвал к себе льва, служившего ему, поставил перед ним пищу и сказал:
- Ешь до полного насыщения, потому что тебе предстоит далёкий путь.
Затем, взяв бумагу, преподобной начертал на ней:
- О святой отец. Мне известно, что ты, пострадав от злодеев, намереваешься сойти со столпа для того, чтобы отомстить твоим врагам; оставь свое намерение, чтобы не лишиться тебе вечного воздаяния в небесном Царстве за труды твои.
Эту бумагу преподобный привязал льву на шею и, обратившись к нему как к человеку, повелел ему идти к упомянутому столпнику, никого не трогая на пути своем. Лев побежал быстро и скоро достиг того монастыря, где жил столпник. Остановившись у ворот монастыря, лев стал стучать в них своими лапами. Привратник, посмотрев в оконце и увидев льва, поспешно пошел к столпнику и сказал ему, что при воротах монастыря стоит большой зверь. Столпник, помолившись Богу, велел привратнику небоязненно отворить ворота монастыря. После этого лев вошел в монастырь, подошел к столпу и положил бумагу пред столпом. Прочитав письмо, столпник удивился прозорливости святого Анина, которой, находясь так далеко от него, узнал его мысли; удивился он и тому, как Бог повелевает зверям служить угодникам Своим. После этого столпник оставил свое намерение и возложил всё упование свое на Господа.
Одна благочестивая женщина, заболев, отправилась к святому Анину, надеясь получить от него исцеление. На пути ей встретился разбойник с копьем в руке и вознамерился отнять у неё всё, что она имела, хотя, впрочем, не нашел у неё ничего, кроме небольшого количества хлеба, потребного для пути. Возгоревшись похотью, разбойник восхотел сотворить насилие ей. Водрузив копьё в землю, он стал принуждать ее ко греху. Но женщина та, стараясь вырваться из рук его, призвала на помощь себе преподобного и воскликнула:
- Святой Анин, помоги мне!
В это же мгновение разбойник смирился; на него напал ужас и он хотел уже бежать; но, протянув руку к копью, он не мог извлечь его из земли, потому что копьё его очень крепко вкоренилось в землю. Разбойник исполнился еще большего страха; женщина же, спасшись от рук его, отправилась к святому. Пришедши к нему, она рассказала ему обо всем случившемся и, получив исцеление от болезни своей, возвратилась обратно в место своего жительства.
Пришел к преподобному и разбойник, покаявшийся во всех злых делах своих. После этого святой Анин исцелил его, научил святой вере христианской и сподобил святого крещения; впоследствии же постриг его в монашество. А копье его, оставшееся в земле, по воле Божией произросло в дуб великий. Много и других чудес совершал этот великий угодник Божий: исцелял расслабленных, изгонял бесов из людей, врачевал многих болящих, будучи исцелителем не только людей, но и животных.
Однажды к преподобному пришло много народа. День был знойной; все томились жаждою, а вода вся истощилась. Но когда святой помолился, внезапно появилось облако и пролился на землю обильной дождь.
Преподобной предсказал многое, имеющее совершиться в будущем; так например, он предсказал нашествие варваров9, кончину многих братий, причем призывал к себе брата, которому предстояло умереть, и говорил ему наедине:
- Чадо! Позаботься о душе своей, так как время твое близко!
Наконец и сам святой приблизился ко дню кончины своей, прожив всего сто десять лет от дня рождение своего. Зная день кончины своей, святой призвал к себе свое словесное стадо (он имел довольно много братий) и долго наставлял и поучал его. Затем святой указал рукою на одного весьма добродетельного пресвитера, по имени Вероникиана, и сказал:
- Этот человек будет вам игуменом вместо меня.
Вслед затем святой, проболев семь дней, приближался уже к самому концу жизни своей. В самой же час кончины он исполнился страха и хотел встать с одра своего, но, преклонив голову, сказал:
- Мир вам, наставники мои!
Помолчав немного, опять сказал:
- Кто вы, мои наставники?
Немного помолчав, сказал еще:
- Да будет воля Господа моего. Вот я иду с вами по повелению Господа.
Все, окружавшие его, исполнились страха и пали ниц. Богобоязненной же пресвитер Вероникиан, нареченной во игумена, сказал преподобному:
- Господин мой! Ради какой надежды, ради чего трудился ты во все дни жизни своей? Скажи нам, что ты видел?
Святой отвечал:
- Я видел горний Иерусалим отверстый, облако светлое, исходящее от него, и трех мужей светоносных на облаке том, которые, дойдя до меня, сказали мне: "Анин! Господь зовет тебя; встань и иди с нами". Я спросил их: "Кто вы, наставники мои?" Они же ответили: "Мы - Моисей, Аарон и Ор".10
Услышав это, братия исполнились еще большего страха и ужаса. Святой же сказал им:
- Помолитесь обо мне, братия мои, чтобы я не устрашился, когда буду приведен пред Страшного Судию.
Потом святой сказал:
- Приими, Господи, дух мой, - и вскоре преставился (в восемнадцатый день месяца марта).
Братия похоронили его с честью, славя и восхваляя Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога, прославляемого всеми во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Халкидон - город в Малой Азии, расположенной на южном берегу Пропонтиды (Мраморного моря). Халкидон в древности был главным городом римской провинции Вифиния. В церковной истории этот город замечателен как место IV Вселенского собора (бывшего в 451 г. по поводу ереси монофизитов, учивших, что в Иисусе Христе была одна природа - божеская, которая поглотила будто-бы природу человеческую).
2 Закхей - начальник мытарей в городе Иерихоне, живший во время земной деятельности Господа и удостоенный от Него особенного внимания за свою ревность к слушанию проповеди Господа. Отличаясь малым ростом, Закхей влез однажды на смоковницу, чтобы видеть Господа из-за большой толпы, окружавшего Его, народа (Лук. 19:1-10).
3 Евфрат - одна из самых больших рек Азии.
4 Сирия - малоазийская область, граничившая: на востоке - с рекою Евфратом, на юге - с Аравией, на западе-с Палестиной, Финикией и Средиземным морем, на севере-с Киликией и Каппадокией. Северная половина Сирии более плодородна и богата растительностью, нежели южная, которая местами переходит в пустыню
5 Персия - область на юге Азии, лежавшая между Каспийским морем и Персидским заливом.
6 Стадий - первоначально продолговатая площадь, предназначавшаяся у греков для состязаний в беге. Так как этим наименованием обозначалась площадь всегда определенной длины (обыкновенно 600 фут.), то стадий был принят в качестве меры длины. Он равнялся приблизительно 88 русским саженям или 190 метрам.
7 Неокесария - один из больших городов Каппадокии -малоазийской области. В 316 г. здесь происходил поместный собор, занимавшийся вопросами церковного благоустройства. На месте древней Неокесарии теперь существует местечко Никсар.
8 Апамея - область в юго-западяой Сирии, расположенная на берегу реки Оронта.
9 Варвар -вообще иноплеменник, иностранец
10 Моисей, Аарон и Ор - замечательнейшие мужи-израильтяне. Моисей - Бождь и законодатель народа еврейского; Аарон - первосвященник; Ор - помощник и сподвижвик Моисея, управлявший народом израильским в отсутствие Моисея.
Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.