Как радостный благовест раздался для иудеев, находившихся в плену вавилонском, указ персидского царя Кира об освобождении1; и те из них, которые томились в неволе на чужбине, как "во тьме и тени смертной, окованные скорбью" (ПС.106:10), поспешили в землю отцов своих. Взяв с собою священные сосуды, захваченные Навуходоносором при разрушении Иерусалима (1Ездр.1:7-8), переселенцы, под предводительством князя Зоровавеля, происходившего из царского дома Давидова (1Ездр.1:8; 2:2; 1Пар.3:19; 9-17), возвратились на родину. В седьмой месяц по возвращении они возобновили из груды развалин жертвенник (1Ездр.3:1-6), а затем приступили к восстановлению разрушенного храма. Во второй месяц второго года была произведена по уставу Давида закладка нового храма, и весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня (1Ездр.3:11); многие же старцы, видевшие прежний храм, не могли удержаться от слёз, зная, что при бедности возвратившихся, второй храм далеко не может быть так великолепен; они плакали громко, примешивая рыдания к восклицаниям радости (1Ездр.3:12-13). Но самая постройка храма, несмотря на щедрый приток пожертвований в первое время, шла чрезвычайно медленно. Страна была неспокойна; всюду рыскали разбойники, и невозможно было вести правильных посевов и уборки хлеба; тяжелое бремя правления персидских чиновников (Неем.9:36-37), частая засухи, голод (Агг.1:6, 10-11) истощили народ. К этому присоединилась вражда с самарянами2. Имея свое святилище на горе Гаризим и считая Палестину уже своим владением, они крайне враждебно относились к евреям, особенно после того как последние отвергли их предложение об участии в постройке храма; разными наветами перед персидским правительством самаряне добились остановки работ почти на пятнадцать лет3.
Эти препятствия ослабили благочестивую ревность иудеев к восстановлению народный святыни; для поднятия религиозного чувства избранного народа нужны были особенно сильные духом мужи; таких мужей Господь и воздвиг в лице Своих пророков Аггея4 и Захарии, о котором нам предстоит слово.
Святой пророк Захария5, серповидец6, происходил из колена Левиина; он был сын Варахии и внук Адды или Иддо7; последний возвратился вместе с Зоровавелем из вавилонского плена и в книге Неемии называется главою священнической фамилии8. Священное Писание не сохранило подробных и определенных сведений о жизни пророка Захарии; оно лишь изредка приподнимает завесу, чтобы сообщить то или иное отрывочное известие о жизни пророка Божия. Так оно умалчивает о времени и месте рождения пророка Захарии, начиная свое повествование о его жизни со времени выступления его на пророческое служение. На пророческую деятельность он был призван Богом еще в юношеском возрасте (Зах.2:4) во второй месяц второго года царствования Дария Гистаспа (Зах.1:1), - только двумя месяцами позднее пророка Аггея (Агг.1:1). Совместною пророческою деятельностью святые Аггей и Захария достигли того, что евреи перестали думать о своих нуждах и с усердием принялись строить храм. Пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, - свидетелъствует о сем Ездра, говорили иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их (1Ездр.5:1-2). И старейшины иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды (1Ездр.6:14).
Служение пророка Захарии вероятно продолжалось и после построения храма; в последних речах его, составляющих содержание его книги с 9 гл. до конца, нет уже увещаний к неленостному окончанию постройки храма, и можно думать, что во время произнесения этих речей последний был уже готов9. Предание говорит, что святой пророк Захария дожил до глубокой старости и похоронен близ Иерусалима, рядом с пророком Аггеем.
После пророка Захарии осталось драгоценное наследие - книга, содержащая его пророческие видения и речи. Отличительная черта содержания книги пророка Захарии - обилие мессианских пророчеств: ни у одного пророка не встречаем такого множества подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, как у пророка Захарии. Книга пророка Захарии может быть разделена по своему содержанию на две части: в первой (с 1-ой гл. по 6 гл.) находятся видения, и во второй (с 7-ой гл. до конца) - речи. Всех видений восемь; большая часть их объясняется пророку Ангелом Божиим; цель их - уверить народ еврейский в покровительстве Божием. В первом видении всадников объехавших всю землю и нашедших ее в покое, Бог открывает, что благоденствующие народы - угнетатели евреев будут поражены Его гневом, а Иерусалим будет восстановлен и города Иуды возвеличатся (1:7-17). Какова будет участь язычников разъясняет второе видение четырех кузнецов, которые идут сбить роги - символ народов, рассеявших иудеев и разрушивших Иерусалим (1:18-21). После сокрушения притеснителей иудеев, мешавших постройке города и храма, Иерусалим снова будет заселен; это открывается в третьем видении Ангела Господня, которой идет с землемерный веревкой размерить Иерусалим, так как последний расселится от множества людей, и Сам Господь будет ему огненною стеною (гл. 2:1-13). Грехи народа уже не будут препятствовать поселению Господа на Сионе, потому что они будут прощены, как показывает четвертое видение: пророк видит первосвященника Иисуса в запятнанных одеждах, - символ греховный нечистоты, причем его обвинял сатана; но Бог оправдывает его, и с первосвященника, представителя народа, снимаются запятнанные одежды и заменяются чистыми, чем предуказывалось на будущее великое дело милости Божией, - изглаждение грехов всей земли в один день Отраслью-Мессиею (гл. 3). В пятом видении пророку показан золотой светильник (символ Церкви,- Откр. 1:13, 20), с семью лампадами, наполняемой маслом от двух стоящих по сторонам его маслин; это означало, что Сам Бог бодрствует над храмом и народом, а две маслины - Зоровавель и Иисус - орудия Его промысла (гл. 4). Но народ еврейский недолго будет пользоваться милостями Божиими, о которых говорят предыдущие пять видений: он снова развратится и опять понесет наказание; эта мысль раскрывается в шестом видении свитка с проклятием воров и клятвопреступников (гл. 5:1-4), и в седьмом видении ефы (мера жидкости) с сидящей в ней женщиною, - образ нечестия, - унесенную двумя другими в Сеннаар или Вавилон (гл. 5:5-10).
В созерцаемое пророком время, как показывают пятое и шестое видения, развращение избранного народа достигнет своей вершины; тогда проклятие полетит по всей Иудее и будет поражать нечестивых, пока не исполнится мера неправд народа и его не постигнет последнее наказание; нечестивая женщина - народ еврейский; ефа - мера неправд, вызвавших проклятие. Не останутся без наказания и язычники, как показывает последнее седьмое видение четырех колесниц с запряженными в них разношерстными конями, - символ Ангелов Господних, которые объедут всю землю для суда над врагами Божиими. По уничтожении языческого мира наступит царство Мессии, что пророк изображает следующим символическим действием: он надевает на голову первосвященника Иисуса два венца из золота и серебра,- символ первосвященнического и царского достоинства грядущего Мессии, - вместе с предсказанием, что приидет Отрасль (Мессия) и созиждет храм и будет первосвященником: когда это сбудется, то и отдаленные народы придут строить храм Богу Израилеву (гл. 6).
Во второй части (с 7-ой гл. до конца) содержатся речи пророка Захарии. В первой речи пророк по поводу вопроса его современников, нужно ли соблюдать посты, установленные в воспоминание печальных событий плена, учить, что с постами должно соединять дела правды и любви к ближним, тогда посты обратятся в дни торжества, и на Израиле почиет благословение Божие и радость спасения, имеющего объять и язычников (гл. 7-8). Во второй речи пророк предсказывает о гибели враждебных Израилю народов, а Иерусалим будет находиться под особым покровительством Божиим, и к нему не пройдет уже более никакой притеснитель. Затем пророк приглашает народ иудейский радоваться, ибо к нему грядет Царь праведный и кроткий; Он водворить на земле праведность и спасет народ Свой, уничтожит высокомерие и самонадеянность людей. Свое цар¬ство Он откроет, въехав в Свою столицу на ослице и молодом ослёнке, кротких животных, служащих символом мира10. Царство Мессии - царство мира из Иудеи распространится по всей земле; Царь будет привлекать в него не силою, но кровавою жертвою, которую Он принесет за всех людей для примирения их с Богом. Эллинам - врагам народа Божия предсказывается поражение, а евреям - благословение плодородия и чадородия. После изображения светлой судьбы, ожидающей Израиля в недалеком будущем, пророк переходит к изображению предстоящего затем отвержения народу иудейскому: пророк обращается к Ливану с просьбою открыть двери врагу, которой опустошит всю Иудею. Причину такого бедствия пророк Захария объясняет символической историей о двух жезлах Небесного Пастыря. На одном из них была надпись благоволение, а на другом узы; когда овцы, несмотря на заботы об них Пастыря, не исправились, то Он переломил жезл с надписью благоволение, что означало конец завета между Богом и Его народом, а потом потребовал Себе платы за пастырские труды, но иудеи оценили Его деятельность в 30 сребреников; эти сребреники Пастырь бросил для горшечника в дом Господень11. Вслед за этим Пастырь переломил другой жезл - узы в знак того, что расторгнуто братство между Иудою и Израилем. Когда был отвергнут доброй Пастырь, стадо впало в руки наемников (гл. 9-11).
В последней речи пророк возвещает, что все народы мира восстанут на Иерусалим, но Сам Господь защитить его и истребит нападающих, на народ же еврейский Господь изольёт дух благодати и умиления, и иудеи воззрят на Того, Которого пронзили и будут плакать о Нем, как о единородном сыне12. Тогда откроется дому Давидову источник, омывающий грехи их, и уничтожится всякая память о идолах и лжепророках; поражен будет Пастырь и рассеются овцы13. Господь создает благодатное царство, небольшое по числу, составляющее только третью часть живущих на земле, но за то искушенное и святое. Наконец, народы языческие еще раз окружат Иерусалим, но Господь восстанет на его защиту и поражение, и тогда будет единственный день, ведомой только Господу: не станет света, светила удалятся, будет ни день, ни ночь; лишь к вечеру явится свет14. Из Иерусалима потекут живой воды, он станет средоточием нового царства, в котором будут обитать только праведники, - ничего нечистого не будет в нем более. (гл. 12-14)15.
________________________________________________________________________
1 Он царствовал с 559 по 530 гг. до Р.Х. Милость Кира к иудеям объясняют тем, что ему было показано пророком Даниилом пророчество Исаии (44:28; 45:1), где более чем за полтораста лет предсказывается освобождение евреев из плена чрез Кира.
2 Самаряне народ смешанный, образовавшийся из соединения переселенцев, занявших область десятиколенного царства израильского по разрушении его ассириянами с остатками народа израильского, отведенного в плен. На чужбине переселенцы продолжали чтить своих прежних богов, но когда Господь наслал за это на них стаи львов, то самаряне, чтобы отвратить бедствие, установили у себя почитание истинного Бога, не оставляя в тоже время идолопоклонство (4 Цар. гл. 17).
3 1 Ездр. гл. 4. Иудеи отказали самарянам, как двоеверам.
4 Память его 16 декабря.
5 С еврейского: память Господня.
6 Так называется пророк Захария у некоторых отцов Церкви на основании одного, бывшего ему откровения, в котором он видел летящий по воздуху свиток, вероятно изогнувшийся на подобие серпа (Зах.5:1-2).
7 Зах. 1:1. В книгах Священного Писания пророк Захария называется сыном Адды; это объясняется или обычаем евреев в родословии ука¬зывать имена более известных предков, или может быть тем, что по смерти отца пророк Захария воспитывался у деда; последнее мнение принадлежит святому Кириллу Александрийскому.
8 Неем. 12:16. При первосвященнике Иоакиме, сыне первосвященника Ивсуса (Захар. гл. 3), пророк Захария сам был уже священником, и главою поколения вероятно вследствие ранней смерти отца. (Неем. 12:12, 16).
9 Постройка храма была окончена в шестой год царствования Дария Гистаспа (1 Ездр. 6:15). Дарий царствовал с 521 по 486 г.; год постройки храма, следовательно, падает на 515-ой до Рождества Христова.
10 Святые евангелисты, повествуя о торжественном входе Господа в Иерусалим приводят это место из книги пророка Захарии, относя его, таким образом, ко Христу Спасителю (Мф. 21:4-6; Иоан. 12:14-16).
11 Св. евангелист Матвей, передавая решение синедриона приобрести на повергнутые Иудой сребренники землю у горшечника для погребения странных, видит в этом исполнение пророчества Захарии, но называет его пророчеством Иеремии (гл. 27:9); вероятно потому, что свиток, содержавший пророческие книги и находившийся у святого евангелиста под рукою, оглавлялся именем пророка Иеремии, как занимавшего в нем первое место.
12 Св. евангелист Иоанн, передавая об исполнении этого пророчества на Христе Иисусе, приводить буквально и самое пророчество (гл. 19:34-37).
13 Сам Господь относить к Себе это пророчество, когда после тайный вечери на пути в Гефсиманию предсказывает Апостолам, что они вскоре Его покинут. (Мф. 26:31; Марк. 4:27).
14 Здесь можно видеть пророчество о затмении солнца во время Христова распятия (Лук. 23:44-45).
15 Некоторые места из книги пророка Захарии читаются во время вечерни как паримии. Так, 9: 9-14 читаются в неделю Ваий; 11:10-13 в великую пятницу; 8:7-17, 19-23 в пяток сырный недели, 14:4, 8--11 (где гово¬рится о явлении Господа на горе Елеонской) в Вознесение Господне, бывшее на этой горе.
Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.