Русский Паломник

Память преподобной Анны, переименовавшейся Евфимианом.

29 октября по ст.ст. / 11 ноября по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Блаженная Анна родилась в Византии; отец ее былъ диаконом Влахернской церкви Пресвятой Богородицы1. Рано лишившись своего отца, Анна осталась юною сиротою на попечении бабки своей. Когда Анна пришла в возраст, бабка озаботилась отдать ее за муж, хотя девица и не желала того. Будучи замужем, благочестивая жена ходила к дяде своему, подвизавшемуся на Олимпе2. Сему подвижнику, по повелению Льва Иконоборца3, был урезан язык, и не смотря на это он свободно и без запинки мог говорить. Увидев Анну, он пожалел, что юная раба Божия отдана в супружество.

— Зачем сопрягли с мужем назначенную к Божественным подвигам и трудам?, - сказал он, и затем, благословив святую, отошел. Анна же возвратилась в Византию.

По прошествии многих лет, беззаконный царь Лев скончался, и на царский престол вступили благочестивые и православные Константин и Ирина4. Они пожелали видеть вышеупомянутого подвижника с Олимпа, чтобы получить от него назидание и выслушать советы его5. Во время своего пребывания в Византии, подвижник снова увидался со своею племянницею, блаженною Анною, и сказал ей:

—Мужайся и крепись, чадо, ибо много скорбей перенесешь ты; знай и то, что скоро умрет муж твой, но уже после того, как у тебя родится дитя.

Предсказание святого мужа исполнилось: у Анны родился отрок, и, когда он был еще очень юным, муж ее захворал. Блаженная Анна в это время готовилась сделаться матерью другого младенца. И, вот, по прошествии шестого месяца от зачатия, умер муж ее. Оплакав мужа и похоронив его, Анна отдала сына своего, рожденнаго до его смерти, на попечение одному родственнику; сама же предалась великим подвигам, молясь то в том, то в другом храме. Проводя такую жизнь, она родила другого младенца. В это время блаженная Анна снова виделась с олимпским подвижником, который пришел тогда с Олимпа в Византию. Анна поверглась пред ним на землю и, обнимая ноги его, просила благословения. Благословив ее, старец сказал:

Где твой отрок, жено?

Анна ответила:

— Тот отрок, о котором ты предсказал мне, пребывает у твоего брата и моего благодетеля; а вот у меня другой отрок.

Сказав это, блаженная Анна стала стенать и жаловаться на тяжесть своей жизни.

— Помолись, честной отецъ, о детях моих,—говорила она с горьким плачем.

На это старец сказал ей:

— Не говорил ли я тебе, что много скорбей предстоит перенести праведникам. Надобно мужаться и терпеть; ибо если мы не претерпим сих скорбей, то не получим оправдания; так угодно Господу Богу. О детях же своих ты не беспокойся,—так как Господь наш и Владыка возьмет их к Себе.

Тогда Анна, возблагодарив Бога, припала к ногам старца и отошла от него успокоенною. Вскоре предсказаше олимпского подвижника исполнилось, ибо дети Анны отошли ко Господу. Раздав все имение свое нищим, блаженная Анна стала обходить все церкви и святыни Константинополя, усердно предаваясь молитвам. Потом встретив доброго инока-старца, который так же, как и упоминаемый выше прозорливец, подвизался на Олимпе, она в одном сокровенном месте приняла отъ него монашеский постриг и облеклась в монашеские мужские одежды6, отложив свои женские. В таких одеждах, утаив свой женский пол, Анна пришла на Олимп. Достигнув одной киновии7, она остановилась пред вратами обители и стала умолять вратаря, чтобы тот допустил ее до настоятеля. По обычаю вратарь оповестил о ней настоятеля, который и призвал пришедшую к себе. Припав к ногам его, святая Анна молила его, чтобы он принял ее в число братии. Преподав ей обычное благословение, сей божественный муж поднял ее и спросил:

— Что означает твое пришествие к нам, и как твое имя?

На это Анна ответила:

— Пришел я к честной обители твоей ради множества прегрешений моих, чтобы провести оставшееся время жизни моей в чистоте и получить себе помилование от Господа в день судный. Имя же мое Евфимиан, я был евнухом при дворе царском.

И сказал святой старец:

—Если ты, действительно, имеешь такое помышление в сердце своем и желаешь спасение душе твоей, как ты говоришь, то бегай дерзновения и страстей, ибо природа евнухов склонна к страстным помыслам.

Сказав это, старец сотворил обычную молитву и сопричислил блаженную к братии. Будучи принята в число братии, святая Анна стала усердно упражняться во всяких добродетелях и особенно в смирении, являя собою высокий образец для всех подвизавшихся в киновии иноков.

Между тем, бывший служитель Анны, которому было поручено окончательное устройство ее домашних дел, по окончании всех дел, отправился отыскивать госпожу свою. Обретши инока, постригшего блаженную, он стал вопрошать его:

— Не знаешь ли, где госпожа моя, которая, оставив все земное, взыскала небесное?

Тот ответствовал:

— Что мне известно о ней, чадо, от того не буду отрекаться, ибо от меня она приняла пострижение и мною облечена в иноческий мужской образ; но где она теперь, — того не могу знать наверное. Впрочем я слышал, что она принята в число братии одного из Олимпских монастырей. Итак пойдем вместе в тот монастырь, и расспросим там о госпоже твоей.

Придя к упомянутой выше киновии, они стали расспрашивать вратаря и, разузнав от него относительно искомой, просили вызвать ее к ним. Когда святая вышла, инок сказал ей, указывая на слугу:

— Вот верный твой слуга, который много пострадал, отыскивая тебя.

Потом они стали молить ее, чтобы святая поселилась, вместе с ними, въ Олимпской лавре8. Блаженная Анна склонилась на их просьбы и, придя к настоятелю, приняла от него и от братии благословение и вышла оттуда. Придя, вместе с иноком тем и слугою своим, в Олимпскую лавру, Анна поселилась в ней и пребывала там долгое время, неустанно трудясь и подвизаясь.

Бог прославил святую, подвижницу даром чудотворения. Слух о ее чудесах достиг отдаленных стран, и толпы народа приходили к иноку Евфимиану, так что обитель не могла вмещать всех приходящих. Тогда настоятель лавры известил о делах Евфимиана святейшего Тарасия9, патриарха Константинопольского, поведав ему, что обитель по тесноте своей не может вместить всех желающих видеть подвижника. Патриарх вызвал святую Анну в столицу для бесед, а потом дал инокам лавры более просторное место, с повелением построить на ней пространную и большую лавру. Когда новая лавра была построена, блаженная Анна поселилась в ней для дальнейших подвигов на спасение многих. И распространялась слава об ней все дальше и дальше. Но и в славе своей блаженная жена не избежала скорбей. Ее ожидали новые напасти по вине одного лже-инока, оказавшегося на деле разбойником и приобщившегося злорадному клеветнику — диаволу. Совершив насилие над одной девицей, он разгласил, что сей грех сотворен Евфимианом. Но святая Анна не оскорбилась этим и ни во что вменила клевету, безропотно перенося постигшую ее напасть. Однако за нее вступилась одна боголюбивая женщина.

Услышав мерзкую клевету безстыдного, она сказала:

— Смотри, брат, не оказался бы евнух, опорочиваемый тобою, святою девственницею, и не пострадать бы тебе за грехи твои, ибо ты достоин огня геенского, безславя непорочную и будучи сам повинен в грехе.

Но нечестивый лже-инок и после того продолжал причинять святой Анне обиды и досаждения, пока, по воле Божией, не было обнаружено, что под видом инока Евфимиана подвизалась блаженная жена. Так была явлена лживость наговора нечестиваго лже-инока, и уличенный в клевете и в преступном действии злодей был повешен. Святая же, не желая, чтобы тайна ее была известна многим, бежала оттуда с двумя иноками в одну пустыню. Найдя здесь заброшенную церковь и при ней источник с вертоградом, она поселилась там, а с ней вместе поселились и два инока из Олимпской лавры, сопровождавшие ее, из которых один назывался Евстафием, а другой—Неофитом. Оттуда блаженная Анна перешла в страны Исигматские10, где она и подвизалась, подавая всем исцеление и творя чудеса, пока не была призвана Богом в небесные обители. Таким образом, свято пожив, она отошла къ Богу11, Коего измлада возлюбила.

В тот же день память святых мучеников Клавдия, Астерия, Неона и мученицы Феониллы, при Диоклетиане пострадавших в 285 году 23 августа в Эгах Киликийских. О них повествуется в житии св. священномч. Зиновия и мч. Зиновии (30-го октября).

_______________________________________________________________________

1 Влахерны — местность в Константинополе на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императором Львом I Великим (457 — 474 гг.), при котором в эту церковь в 474 году положены были честные ризы Пресвятой Богородицы, перенесенные из Палестины. Здесь же вместе с одеждою Богородицы, хранились в златокованном ковчеге омофор Ее и часть пояса. Под омофором Богородицы, или правильнее, мафорием разумеется Ее головной покров, большое покрывало, которое носила Она на главе своей.

2 Эта гора находится въ Малой Азии, на границах Фригии и Вифинии. Здесь было немало монастырей.

3 Разумеется византийский император Лев IV Хозар, царствовавший с 775—780 г.

4 Императоръ Константин VI Порфирородный царствовал с 780—797. Императрица Ирина, мать его, сначала, за малолетством сына, управляла царством вместо него, а потом (с 797—802) царствовала от своего имени.

5 Это было во время совещаний Вселенского собора 787 года об иконах. Подвижник и был призван, несомненно, на соборные совещания.

6 Этот поступок Анны объясняется обстоятельствами того времени. Император Константин Копроним (с 741 — 775) навел ужас лютостями против инокинь. Благочестивая Ирина старалась успокоить Церковь; но тогда мало надеялись на покой в будущем; отчего и возникали предосторожности, напоминающие собою поступок Анны.

7 Киновиями называются общежительные монастыри, в которых братия не только стол, но и одежду и т.п. Получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря.

8 Лавра—с греческаго переулок,—собственно ряд келлий, расположенных вокруг жилища настоятеля в виде переулков и обнесенных оградой или стеной. Иноки в лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в келлии, собираясь вместе для Богослужения в первый и в последний день недели, а в остальные дни сохраняя полное безмолвие; жизнь в лаврах была много труднее, чемъ в других обителях. С глубокой древности название лавры применяется к многолюдным и важным по своему значению монастырям, от которых маленькие монастыри (киновии) часто находились в зависимости. Название лавры впервые появилось в Египте и затем в Палестине. В настоящее время наименование лавры употребляется у нас исключительно в смысле почетнаго названия.

9 Св. Тарасии был патриархом Константинопольским с 784—806.

10 Местность Исигматская находилась в Константинополе близь одного портика, недалеко от пристани Иулианской, имевшего форму греческой буквы Сигмы, отчего и произошло само название Исигматский.

11 Кончина св. Анны последовала въ 826 г.

Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского

А подарок на именины Вы можете выбрать здесь:

Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.

Православный интернет-магазин Русский Паломник