Современная икона Святителя Іоасафа, писанная О. Ѳеофиломъ Молитва Равноапостольному Святителю Ioасафу Отъ Св. Патріарха Тѵхона въ 1899 г. Вѣчный покой и миръ вамъ, наши наставники, учители и просвѣтители, души своя положившія за проповѣдь Еѵангелія! Мы молимъ, дабы Господь принялъ вы изъ хладнаго мрачнаго дна морскаго въ свѣтлыя обители Отца Небеснаго. О Святителю Отче Іоасафе, не остави ны въ твоихъ святыхъ молитвахъ, иже Господь сподобитъ тя вѣнцовъ праведныхъ за твои труды апостольскія! Благодаримъ тя и твоихъ соратниковъ за сіе великое радованіе и сокровище — св. Православную вѣру, тѣмъ же и насъ просвѣтивши. Да не забудемъ тя! Не забывай и ны, о Апостоле страны нашей до скончанія вѣка. Аминь! |
Равноапостольный Іоасафъ. Валаамскій Монахъ - Просвѣтитель Америки. 200 лѣтъ со дня кончины (1799 — 1999).
Память 10-ое Апреля († 1799).
Первымъ принесшій Святое Православіе на Землю Американскую, крестившій сотни американцевъ, тогда принадлежавшей Русской Америкѣ — Аляски, былъ смиренный Валаамскій монахъ, ставшій Первосвятителемъ и Просвѣтителемъ всей Православной Америки. Ровно 200 лѣтъ тому назадъ онъ жизнь свою точно жертву принесъ Господу въ пучинѣ морской, исполняя свое благовѣщенское послушаніе — нести Свѣтъ міру. Предлагаемое описаніе (въ сокращеніи), составленное на основаніи недавно найденныхъ данныхъ, является первой біографіей забытаго Первосвятителя Америки, и благодарное новое поколѣніе православныхъ, живущихъ въ отступающей отъ Христа Америкѣ, взываетъ ко Святителю Іоасафу о помощи — Спаси насъ, ибо мы погибаемъ въ пучинѣ моря житейскихъ страстей и суевѣрій наступившей тъмы языческой. Просвѣти насъ снова Свѣтомъ Христа!
1. Ярославль.
Святитель Кадьякскій Іоасафъ родился въ 1757 году, Января 22-го дня въ Тверской губерніи Кашинскаго уѣзда селѣ Стрешневка, отъ священника Ильи Болотова, при крещеніи нарѣченъ Іоанномъ. Рано въ немъ обнаружились дарованія, энергія и любовь къ ученію. Первоначальное образованіе онъ получилъ въ Кашинскомъ духовномъ училищѣ, бывшемъ тогда при Дмитровскомъ монастырѣ. Поступивъ въ 1777 году въ Тверскую духовную семинарію, онъ обучался тамъ до богословскаго класса, а затѣмъ перешелъ въ Ярославскую семинарію, гдѣ и окончилъ курсъ въ числѣ самыхъ лучшихъ воспитанниковъ.
Чувствуя призваніе къ иноческой жизни, молодой Іоаннъ по окончаніи курса ученія не пожелалъ поступить въ приходскіе священники, хотя ему и предлагали много мѣстъ. Однако жъ, чтобы дать себѣ время убѣдиться въ твердости этого призванія и изъ любви къ просвѣщенію, онъ предварителыю поступилъ на должность педагога Угличскаго духовнаго училища, которую и исполнялъ около четырехъ лѣтъ. Въ 1786 году, бывши 25-ти лѣтъ отъ роду, Іоаннъ Болотовъ поступилъ въ Толгскій монастырь, что близъ Ярославля, гдѣ спустя три года въ 1789 году принялъ постригъ съ именемъ Іоасафа, тамъ же былъ посвященъ во іеродіаконы. Въ поискахъ большего уединенія онъ перешелъ въ Югскую Дороѳееву пустынь Угличскаго уѣзда Тверской губерніи, а изъ нея - въ Валаамскій монастырь.
2. Валаамъ.
Пустынное уединеніе обители, расположенной на островѣ Ладожскаго озера, строгость жизни ея монашествующихъ и святость ея настоятеля о. Назарія чрезвычайно нравились молодому иноку. Въ то благословенное для Валаамской обители время тамъ процвѣтало старчество и пустынножительство. Цѣлая плеяда дивныхъ подвижниковъ, извѣстныхъ своей несокрушимой духовной крѣпостію, славныхъ подвигами вѣры и благочестія, подвизались въ то время въ пустынькахъ и пещерахъ на древней валаамской землѣ, освященной монашескимъ подвигомъ. Сподвижниками и духовными наставниками Іоасафа, помимо Игумена Назарія (Кондратьева), были Іеросхимонахъ Никонъ (Бахаревъ), монахъ Варлаамъ (Давыдовъ), будущій валаамскій Игуменъ, скончавшійся въ Оптиной Пустыни. Одновременно съ нимъ поступилъ въ Валаамскій монастырь и послушникъ Евсевій Ужтовскій, въ будущемъ извѣстный Старецъ Іеросхимонахъ Евфимій, и монахъ Германъ, раздѣлившій съ нимъ впослѣдствіи апостольскіе труды въ Америкѣ.
Іеродіаконъ Іоасафъ полюбился валаамской братіи своимъ нравомъ свѣтлымъ и пріятнымъ, кротостью и твердостью духа, увлекательнымъ даромъ слова, соединеннымъ съ силою убѣжденія и строгой обдуманностью въ исполненіи послушаній. И самъ онъ хотѣлъ жить и подвизаться въ подвигахъ благочестія на Валаамѣ до конца своего земного странствованія, но не такъ судилъ Промыселъ Божій.
3. Митрополитъ Гавріилъ.
Въ 1793 году Митрополиту Новгородскому и Санктъ-Петербургскому Гавріилу было поручено изыскать подходящихъ людей въ составъ отправляемой въ Сѣверную Америку Православной Миссіи «для основанія и умноженія христіанскаго закона въ новооткрытыхъ именитыми гражданами курскимъ Иваномъ Ларіоновымъ Голиковымъ и рыльскимъ Григоріемъ Ивановичемъ Шелеховымъ земляхъ». Изъ Указа Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссійскія Преосвященному Гавріилу видно, «что сіи граждане въ 1781 году составили для звѣриныхъ промысловъ на островахъ по восточному океану разсѣянную Компанію и пустясь на Алеутскія острова, достигли Сѣверной Америки. Народы, которые они нашли, называются: Киктанъ, Афогнакъ, Коніяги, Кенайцы, Чугачи, Агмохметы и Колоши. Они съ ними подружились. Выгоды, которые увидѣли въ образѣ жизни россіянъ, усиливаютъ въ нихъ желаніе быть христіанами и россіянами. Рабочіе люди отправляютъ особливо въ праздничные дни вечерню, утреню, часы и молебны — сіе воспламеняетъ во оныхъ не имѣющихъ никакого закона народахъ усердіе быть христіанами, многіе изъ нихъ крещены простолюдинами, множество обучено читать и писать по-россійски.
Корабль «Трёхъ Святителей», на которомъ прибыла Валаамская Миссія въ 1794 г. Современный рисунокъ по сохранившимся планамъ. |
Помянутые именитые граждане просятъ, чтобы дать имъ іеромонаха, который бы имѣлъ способность обучать оные народы закону, и изъ тѣхъ, которые ими обучены по-россійски читать и писать, посвящать в священники, чтобъ могли быть истолкователями его ученія, особливо чтобъ примѣрная его жизнь открывала имъ истину христіанскаго закона. Они желаютъ ихъ обучать своимъ коштомъ въ Иркутской семинаріи, и тѣмъ больше пріуготовлять къ священству. За симъ просятъ дозволенія строить церкви, одну походную, и для сего отпустить съ избраннымъ іеромонахомъ антиминсы. Устроеніе церквей и снабженіе ихъ ризницей, такъ же и содержаніе клира берутъ они на себя...»
По желанію Преосвященнаго, «Миссія будетъ имѣть пребываніе на островѣ Кихтанъ, отстоящемъ отъ матерой американской земли на 100 верстъ, по берегу оной земли отъ Аляскинскаго полуострова къ мысу Святаго Иліи больше 1500 верстъ, а внутрь земли по мѣстамъ не больше 30-ти верстъ, обитающихъ въ семъ пространствѣ народовъ не менъше ста тысячъ». Поэтому онъ нашелъ нужнымъ увеличить число миссіонеровъ до 3-хъ іеромонаховъ и 2-хъ іеродіаконовъ. Для этого дѣла нужны были люди молодые, энергичные, всецѣло преданные дѣлу. Таковыхъ онъ нашелъ среди монаховъ пустыннаго и общежительнаго Валаамскаго монастыря. 10-го Октября 1793 года въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ слушалось донесеніе митрополита Гавріила объ усердномъ желаніи воспріять монашескій чинъ и отправиться въ новонайденную Сѣверную Америку послушника Валаамскаго монастыря Ѳеодора Панова, черезъ нѣсколько дней послѣдовало донесеніе о таковомъ же желаніи послушника Валаамскаго монастыря Якова Говорухина. Ѳедоръ Пановъ былъ постриженъ и рукоположенъ во іеродіакона съ именемъ Нектарія, а Яковъ Говорухинъ — во іеромонаха съ именемъ Іувеналія. Во главѣ Миссіи былъ поставленъ 32-лѣтній Іеромонахъ Іоасафъ.
«Монахъ, полагающій все свое богатство въ нестяжаніи, и на сіе богоугодное дѣло опредѣляетъ себя единственно къ подвигу распространенія закона христіанскаго въ народахъ, непросвѣщенныхъ истинами Евангелія», — такъ рекомендовалъ Іоасафа Валаамскій Игуменъ Назарій, ко мнѣнію котораго Митрополитъ прислушивался. Такого человѣка безошибочно можно было поставить во главѣ Миссіи. Тогда же въ 1793 году Іеромонахъ Іоасафъ по именному повелѣнію Государыни Императрицы сдѣланъ былъ начальникомъ образовавшейся Миссіи и тотчасъ же возведенъ въ санъ Архимандрита. Ему были пожалованы митра и наперсный крестъ. Все нужное миссіонерамъ для священнослуженія и проповѣди христіанства было выдано Митроп. Гавріиломъ изъ ризницъ упраздненныхъ новгородскихъ монастырей.
Владыка тщательно готовилъ миссіонеровъ къ предпріемлемому ими подвигу, чтобы они отчетливо представляли важность предстоящаго имъ дѣла. Онъ составилъ спеціальную инструкцію въ помощь проповѣдникамъ, посылаемымъ для обращенія иновѣрныхъ въ православную вѣру, а также далъ письменные Наставленія Архимандриту Іоасафу, которые въ сущности являются своего рода присягой миссіонера, его апостольской клятвой. 21-го декабря 1793 года Архимандриту Іоасафу и другимъ участникамъ Миссіи: Іеромонаху Ювеналію, Іеромонаху Макарію, Іеромонаху Аѳанасію, Іеродіакону Нектарію и монаху Герману Санктъ-Петербургской Духовной Консисторіей были выданы паспорта для свободнаго проѣзда до показаннаго мѣста. Всего вмѣстѣ съ послушниками было отобрано 10 человѣкъ. На дальнюю дорогу имъ было выдано началъствующему 500 рублей, прочимъ каждому по 250 рублей изъ Московской Сѵнодальной Конторы.
Святитель Іоасафъ, забытый нашими современниками Первоіерархъ Православной Америки. Рисунокъ почитателя, 1984. |
Передъ отъѣздомъ въ Америку, страну столь отдаленную, О. Іоасафъ за долгъ счелъ навѣстить престарѣлаго родителя своего и другихъ близкихъ родственниковъ, для чего онъ и пріѣзжалъ на нѣсколько дней въ село Стрешневку и городъ Кашинъ. Въ послѣднемъ находилась его бѣдная сестра, скончавшаяся въ 1831 году. Отъ нее и извѣстенъ разсказъ объ одномъ поступкѣ О. Іоасафа, характеризующемъ неистощимую готовность его помочь ближнему и его находчивость въ крайнихъ обстоятельствахъ. Проходя въ то время къ сестрѣ, мимо зыби, находящейся подъ горою, что близъ кашинской Введенской церкви, онъ увидѣлъ крестьянина, который, бывши въ нетрезвомъ видѣ, попалъ въ эту трясину и никакъ не могъ изъ нея выбраться, хотя до твердой земли было не болѣе двухъ аршинъ. За неимѣніемъ при себѣ трости, О. Іоасафъ тотчасъ снялъ съ себя единственную шелковую рясу и бросилъ ее вмѣсто веревки, сказавши, чтобы утопающій ухватился за нее. Черезъ это бѣднякъ избавился отъ смерти.
4. Иркутскъ.
Въ концѣ декабря 1793 года сопровождаемые значительнымъ обозомъ съ церковной утварью, православные миссіонеры отправились черезъ Сибирь къ мѣсту своего служенія въ Америку. Путь ихъ пролегалъ черезъ Москву, а затѣмъ въ Иркутскъ. «Я, - разсказываетъ объ этомъ путешествіи Архимандритъ Іоасафъ, — изъ Москвы отправился 1794 года, Генваря 22-го дня. Святую Пасху праздновалъ въ Иркутскѣ, куда прибыли 16-го Марта. Тутъ былъ съ мѣсяцъ». Здѣсь миссіонеры должны были найти и пригласить съ собой въ Америку хотя бы одного бѣлаго священника, но никто не выразилъ желанія ѣхать съ ними. Тогда Архимандритъ Іоасафъ 22-го апрѣля постригъ въ монахи Михаила Говорухина съ именемъ Стефанъ, а 10 дней спустя послѣдній былъ рукоположенъ во іеродіаконы. Мѣстнымъ Епископомъ Иркутскимъ Веніаминомъ также были переданы богослужебныя книги, присланныя изъ Сѵнодальной типографіи для нуждъ Миссіи. Пробывъ въ Иркутскѣ почти мѣсяцъ, миссіонеры вновь тронулись въ путь. Изъ Иркутска въ Сѵнодъ сообщали, что «духовная свита порядочнымъ и благочиннымъ своимъ поведеніемъ и изъявляемой къ богоугодному дѣлу отличною ревностію толикое отъ иркутскихъ жителей пріобрѣла себѣ уваженіе, что изъ Иркутска препровождаема была съ великимъ къ ней усердіемъ и даже со слезами».
«Изъ Иркутска Леною рѣкою, болѣе 2000 верстъ, плыли спокойно, во всякомъ довольствѣ. Отъ Якутска до Охотска, болѣе 1000 верстъ, ѣхали верхами съ братіею; а все имущество наше везли 100 лошадей. Хотя рѣкою было весело, но верхами и того лучше: по лѣсамъ, горамъ, буеракамъ, всего насмотрѣлисъ. Пажити вездѣ злачныя, и время веселое — Май, Іюнь, Іюлъ. Но пасутся одни медвѣди. Довольно навидались. Хотя они и смирны, но лошадей пѣстоватъ мастера. Прибыли въ Охотскъ 13-го іюля, который стоитъ на самомъ берегу океана, и проѣзжали мимо Камчатки, чрезъ Курилъскую гряду и цѣпъ Алеутскихъ острововъ. Чего мало слыхалъ, то Богъ привелъ видѣтъ: китовъ морскихъ, касатокъ, бобровъ. Китовъ же подлѣ самаго нашего судна на поверхности воды плавающихъ и играющихъ доволъно насмотрѣлисъ. Звѣрки неболъшіе, саженей по 15, да голова саженей 5».
Григорій Шелеховъ. |
Игуменъ Назарій Валаамскій. Портретъ Н. Прудникова. |
Митрополитъ Гавріилъ, пославшій миссію на Аляску. |
Отправившись къ Охотску 2-го Мая, они прибыли туда дня 13-го Іюля въ препровожденіи однаго изъ товарищей Американской Компаніи Григорія Шелехова, который какъ для церкви походной, такъ и къ содержанію свиты всѣмъ потребнымъ снабдилъ ее изобильно на три года. Портъ Охотскъ былъ въ то время исходнымъ пунктомъ и опорной базой для подготовки большинства промысловыхъ экспедицій. Въ Охотскѣ миссіонеры впервые соприкоснулись съ міромъ промышленныхъ и вояжныхъ людей, въ которомъ имъ предстояло жить. Онъ былъ безобразенъ.
Вскорѣ судно было готово къ отплытію. Миссіонеровъ помѣстили на двухпалубное двухмачтовое судно «Три Святителя», кромѣ нихъ на немъ же расположилось еще 30 человѣкъ поселенцевъ, нѣкоторые съ женами и дѣтьми, всего 45 душъ. Они были пожалованы Шелехову Указомъ Екатерины 2-ой изъ ссыльныхъ для завѣденія въ Америкѣ хлѣбопашества. 13-го Августа судно покинуло Охотскъ. Въ пути претерпѣло штормъ, вынуждено было зайти на Уналашку, гдѣ было окрещено 100 человѣкъ. И наконецъ, 24-го Сентября 1794 года прибыло на Кадьякъ въ Павловскую гавань.
5. Аляска.
По прибытіи на Кадьякъ миссіонеры немедленно занялись обращеніемъ многочисленнаго населенія этого острова и постройкою церкви Божіей. Изъ письма Архимандрита Іоасафа на Валаамъ отъ 19-го Мая 1795 года видна картина, встрѣтившая ихъ:
«Батюшка отецъ Назарій, святыми молитвами Вашими мы доѣхали до Америки благополучно. Дорогою, начиная съ Якутска, усердно желающихъ якутовъ всюду, всюду крестили: гдѣ рѣка пришла — тутъ и останавливаемся креститъ. Хотя тамъ и есть проповѣдники, но дорого за крещеніе берутъ. А моремъ по Алеутской грядѣ ѣхавши толъко два дня, заѣхали на островъ Уналашку и тутъ болѣе ста человѣкъ окрестили: они давно ужъ готовы къ принятію крещенія, ибо всегда съ русскими промышленными живутъ. Народъ добрый, но бѣдный. Живемъ хорошо, они насъ любятъ, а мы ихъ. И такъ усердно пріемлютъ крещеніе, что всѣ свои шаманскіе наряды изломали и сожгли. Вы хотя и стращали насъ нагими, но, благодаря Бога, о цѣломудріи имѣютъ понятіе. Хотя не нарядны, однако не нагіе и опрятнѣе еще русскихъ ходятъ: платъе носятъ небогатое, изъ птичъихъ шкурокъ, но длинное до пятъ, и безъ полъ сшитое, наподобіе стихаря. Одна прорѣха — только головѣ пройти. Щеголи бобровое платъе носятъ. Пища — рыба и разные коренъя. 1794 года, сентября съ 24-го живу на островѣ Кадьякѣ. Состроили церковъ, а время позволитъ — сдѣлаемъ другую, да походныхъ двѣ, а то и пятую нужно сдѣлатъ. На Кадьякѣ зимою болѣе 6000 окрестили».
Ко времени прибытія миссіонеровъ иноземные мореплаватели часто посѣщали Аляску. Гравюра начала 19-го вѣка. |
Соборъ Валаамскихъ иноковъ, миссіонеровъ американскихъ: Игуменъ Назарій напуствуетъ своихъ монаховъ словомъ. |
18-го Ноября 1795 года Епископу Иркутскому была доставлена «Вѣдомость отъ Архимандрита Іоасафа о том, сколько по прибытіи его Архимандрита со свитой въ Америку въ обитающихъ на островѣ Кадьякѣ и принадлежащихъ къ нему островахъ съ частъю матерой земли Америки, мыса Аляски, Кенайской и Чугатской губы и за мысомъ св. Иліи иновѣрныхъ народовъ обоего пола къ Святой Грекороссійской Церкви присоединено и святымъ крещеніемъ просвѣщено, также и браковъ обвѣнчано, въ которой показано тѣхъ крестившихся въ христіанскій законъ обоего пола 6740 человгъкъ, а браковъ сочетавшихся 1573 пары».
Обстановка, въ которую попали миссіонеры, была мало похожа на ту, что они себѣ представляли. Въ прошеніи Шелехова говорилось о построенной имъ часовнѣ, но часовня эта была въ бухтѣ Трехъ Святителей, тогда какъ новый правитель Барановъ перенесъ въ 1792 году главное (на Кадьякѣ) заселеніе изъ гавани Трехъ Святителей въ Павловскую гавань. За неполныхъ два года здѣсь успѣли построить лишь крѣпость и нѣсколько жилыхъ помѣщеній. Отцу Іоасафу Барановъ отвелъ особые покои, а братія была сперва помѣщена въ одну казарму съ промышленными и вояжными. Но очень скоро Архим. Іоасафъ предпочелъ перебраться вмѣстѣ съ остальными миссіонерами въ другое помѣщеніе. Домикъ былъ ветхій, холодный и маленькій, но отдѣльный. Въ письмѣ Григорію Ивановичу Шелехову отъ 18-го Мая 1795 г. Архим. Іоасафъ дѣлится съ нимъ своими печалями и опасеніями.
Мудрость и кротость главы Духовной Миссіи позволяли сдерживать тлетворное вліяніе «вольной» жизни русскихъ поселенцевъ на только формирующійся духовно аляскинскій народъ. Архимандритъ Іоасафъ не враждовалъ съ промышленниками, онъ только противостоялъ грѣху, убѣждая въ необходимости вѣнчанія браковъ между алеутами и русскими промышленниками, стараясь не допускать чрезмѣрной жестокости въ обращеніи съ кореннымъ населеніемъ. И въ то же время онъ не былъ равнодушнымъ наблюдателемъ — онъ былъ нетерпимъ и безстрашенъ. Возможно, это и стоило ему жизни.
6. Братство.
При несомнѣнныхъ энергіи и ревности къ миссіонерскому дѣлу, Архим. Іоасафа часто удерживали на мѣстѣ многоразличные труды главы Миссіи и главнаго устроителя новосозидаемой Американской Церкви, въ которыхъ онъ проявилъ себя умѣлымъ организаторомъ, мудрымъ наставникомъ, вдохновителемъ миссіонерской работы. Несмотря на ограниченное число миссіонеровъ, великое дѣло распространенія вѣры Христовой среди американцевъ шло съ рѣдкимъ успѣхомъ. Благопріятные для этого условія заключались въ добрыхъ душевныхъ качествахъ новообращаемыхъ и въ благочестивой ревности благовѣстниковъ Слова Божія, соединенной съ христіанской любовью.
Архим. Іоасафъ положилъ начало двумъ чрезвычайно важнымъ направленіямъ въ миссіонерской работѣ, а именно: 1) «по причинѣ наитруднѣйшаго доставленія въ сей отдаленный край духовенства, за самонужнѣйшее дѣло почелъ пріуготовлять для священно- и церковнослужительскихъ должностей изъ здѣшнихъ малолѣтнихъ» и 2) осознавая великую важность Еѵангельской проповѣди на родномъ для обращаемыхъ языкѣ Архим. Іоасафъ хлопоталъ о пріобрѣтеніи хорошаго переводчика для Духовной миссіи, твердо знающаго мѣстные языки и добропорядочной жизни.
А для своихъ братій-миссіонеровъ онъ былъ поистинѣ любящимъ отцомъ. Это видно изъ письма Архим. Іоасафа къ Игумену Валаамскаго монастыря Назарію отъ 19-го Мая 1795 г.:
«Отецъ Германъ у меня въ хлѣбнѣ съ отцомъ Іоасафомъ, бывшимъ Козьмою Алексѣевичемъ, отецъ Макарій Коневскій, сверхъ всякаго чаянія, ко здѣшнему мѣсту весьма способенъ. Я думалъ, что и не доѣдетъ, а онъ почти одинъ половину острова объѣхалъ, крестилъ и вѣнчалъ, а на семъ транспортѣ, съ которымъ посылается письмо, отправился на островъ Уналашку и другіе около него лежащіе острова креститъ. Аѳанасій тутъ учится службѣ, а больше за огородами ходитъ да землю роетъ. Отецъ Нектарій также добрый Іеромонахъ, Ювеналій довольно рачителенъ, а братъ его, произведенный въ Иркутскгъ въ іеродіаконы, отецъ Стефанъ, хотя и молодой человѣкъ, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы изъ Валаамскаго братства выбрать, такъ и днемъ съ огнемъ наищешься столь способнаго къ здѣшнему мѣсту. За святыя молитвы мнѣ Богъ создалъ братство доброе и любовное. Впредь не знаю, какъ Богъ укрѣпитъ, а теперь все хорошо.
Описалъ бы Вамъ все здѣшнее поведеніе, но, простите, время не достаетъ. То креститъся приходятъ, то вѣнчатъся, кто поучатъся закону, а никого опечалить и оскорбитъ отказомъ не хочется. При томъ же и русскіе разныя нужды имѣютъ: поговоритъ и исповѣдатъся, а при отправкѣ судна сочинялъ вѣдомостъ къ Преосвященному Иркутскому, посылалъ письма въ Россію къ компаньонамъ о разныхъ неустройствахъ и своихъ надобностяхъ, и прочее, прочее. Краткими же сими чертами единаго отъ Васъ себѣ ищу удовольствія, чтобы Вы насъ не исключали изъ числа любезнаго братства Валаамскаго, а считали своими и незабвенно имѣли въ святыхъ молитвахъ вашихъ. Теперъ мы еще мало жили, такъ не оченъ осмотрѣлисъ, а нынѣшнею весною я располагаю ѣхать съ Ювеналіемъ на матерую Америку, въ Кенай, а оттуда — въ Чугачи, къ Кунгалихмутамъ и такъ далѣе — въ Якутать, и что Богъ поможетъ видѣтъ успѣха въ Евангельской проповѣди, то при будущемъ транспортѣ пообстоятельнѣе Васъ увѣдомить постараюсь. Всѣхъ Отцевъ Валаамскихъ, любезное Братство, прошу о неоставленіи насъ, дикарей, въ молитвахъ, а мы всегда въ суетахъ и посреди міра».
7. Ревность Апостольская.
Весной 1795 года начался разъѣздъ миссіонеровъ по разнымъ мѣстамъ. 25-го мая на кораблѣ «Фениксъ» выѣхалъ для крещенія Алеутовъ на Лисьи острова Іеромонахъ Макарій. Другой Іеромонахъ Іувеналій былъ отправленъ для обращенія дикихъ въ заливъ Якутатъ на суднѣ «Три Святителя». Слѣдомъ за ними и самъ О. Іоасафъ вмѣстѣ съ правителемъ Барановымъ направился въ Якутатъ на суднѣ «Ольга». Они разбили палатки на морскомъ мысѣ и вступили въ переговоры съ вождемъ здѣшнихъ Тлинкитовъ, индейцевъ, которыхъ русскіе также называли Колошами или Колюжанами. Отъ якутатскаго вождя Барановъ истребовалъ сына (возможно, племянника), оставивъ взамѣнъ въ заложникахъ нѣсколько человѣкъ. Уже на Кадьякѣ этотъ Тлинкитъ былъ окрещенъ Архим. Іоасафомъ и получилъ имя Ѳеодоръ. Кромѣ Ѳеодора еще нѣсколько Тлинкитовъ приняли крещеніе.
Прибытіе миссіонеровъ въ Трехсвятительскую гавань. Гравюра 18-го вѣка. |
Святитель Іоасафъ былъ ревностнымъ проповѣдникомъ Слова Божія. Имъ двигало чувство неотложности дѣла просвѣщенія язычества Свѣтомъ Христовымъ, очевидно, изъ предчувствія своей скорой кончины. Преп. Германъ, его соратникъ и преданный помощникъ, писалъ письма въ свою Саровскую обитель въ связи съ желаніемъ видѣть въ Америкѣ своего друга О. Іоакима. Онъ, очевидно, писалъ и объ О. Іоасафѣ, ибо въ Саровскомъ Архивѣ есть характерная замѣтка о немъ, находящаяся въ описаніи ихъ общаго аввы Игумена Назарія. Сообщается слѣдующее, бросающее лучъ свѣта на святость О. Іоасафа: «Архимандритъ Іоасафъ, съ ревностью апостольскою занимаясь проповѣдью Слова Божія дикимъ племенамъ Америки, многократно и многимъ изъ нихъ являясь во снѣ, побуждалъ ихъ ѣхать на островъ Кадьякъ, гдѣ устроено было пристанище иноковъ-миссіонеровъ, и принять тамъ Христіанскую вѣру и крещеніе, увѣряя ихъ, что онъ дотолѣ не престанетъ стужать имъ во снѣ, доколѣ они не обратятся въ Христіанство и не крестятся. И труды Іоасафа увѣнчались желаннымъ успѣхомъ».
Наиболѣе дѣятельными проповѣдниками слова Божія въ Духовной Миссіи были Іеромонахи Іувеналій и Макарій и монахъ Германъ. О нихъ немного подробнѣе.
8. Іеромонахъ Іувеналій.
Въ міру Яковъ Говорухинъ, сынъ шихтмейстера Нерчинскихъ заводовъ Ѳеодора Говорухина. Родился въ Екатеринбургѣ въ 1761 году. Въ 1774 году былъ взятъ на службу съ чиномъ инженернаго прапорщика въ штатъ Колывано-Воскресенскихъ заводовъ и проходилъ ее добропорядочно и безъ всякихъ пороковъ, пока въ 1791 году не былъ уволенъ по прошенію на собственное пропитаніе, пожелавъ поступить на Валаамъ въ надеждѣ на постриженіе въ монашество. Когда въ серединѣ Мая 1793 года по монастырямъ былъ оглашенъ призывъ Митрополита Гавріила слѣдовать въ Сѣверную Америку для просвѣщенія свѣтомъ Христіанской вѣры тамошнихъ народовъ, послушникъ Яковъ Говорухинъ изъявилъ усердное желаніе воспріять монашескій чинъ и отправиться въ новонайденную Америку.
25-го Мая Іеромонахъ Іувеналій былъ отправленъ для обращенія дикихъ въ заливъ Якутатъ на кораблѣ «Три Святителя» подъ командой Г. Л. Прибылова, на борту котораго для устройства въ Якутатѣ заселенія находились 20 семей посельщиковъ и 30 семей промышленныхъ подъ управленіемъ Поломошнаго. Однако Іеромонахъ Іувеналій такъ и не попалъ въ Якутатъ. Какъ сообщаетъ Хлѣбниковъ, Поломошный, не согласный съ Барановымъ въ устройствѣ селенія въ Якутатѣ, подговорилъ Прибылова, и тотъ, сославшись на недостатокъ пресной воды, спустился въ Нучекъ, откуда, наполнивъ бочки, обратился въ путь на Кадьякъ. О. Іувеналій остался въ Нучекѣ. Окрестя 700 человѣкъ Чугачей и индейцевъ Эйяковъ, онъ спустился въ Кенай и остался на зиму въ Александровской крѣпости съ намѣреніемъ крестить индейцевъ Танаина, жившихъ по берегамъ Кенайскаго залива. Въ слѣдующемъ 1796 году неутомимый проповѣдникъ опять тронулся въ путь. Изъ справки о хозяйственной и промысловой дѣятельности Компаніи Г. И. Шелехова слѣдуетъ, что «Іеромонахъ Іувеналій въ 1796 году лѣтомъ, не испросивъ позволенія отъ начальника своего, Епископа Іоасафа, пустился разъѣзжатъ по сѣверной части береговъ матерой земли и далеко за Аляскою съ тремя промышленниками и нѣсколькими новокрещенными изъ Кенайцевъ убитъ отъ тамошнихъ, намъ еще не мирныхъ народовъ».
Гдѣ и какъ погибъ этотъ первый Православный Мученикъ на Американской Землѣ — точно не извѣстно. По крайней мѣрѣ онъ миновалъ озеро Ильямна. Барановъ спеціально посылалъ Ѳ. Кашеварова на Ильямну узнать путь, по которому О. Іувеналій добрался до океана. Кенаецъ, сопровождавшій Кашеварова къ устью рѣки Квичакъ, говорилъ, что «убитый Іеромонахъ Іувеналій спустился по этой рѣкѣ къ Сѣверному морю и тамо убитъ со всеми провожатыми». Существуютъ и другіе предположенія о мѣстѣ его гибели.
Святитель Иннокентій, собиравшій свѣдѣнія о мученической кончинѣ Іеромонаха Іувеналія у мѣстныхъ жителей, описываетъ событія такъ: «Его убили дикіе. Причиной смерти его, сказываютъ, было только то, что онъ съ перваго раза велѣлъ дикимъ, принимающимъ крещеніе, оставлятъ многоженство, столько же и то, что тамошніе тоены и почетные люди, по убѣжденію О. Іувеналія, отдали ему своихъ дѣтей для обученія въ Кадьякъ, но когда О. Іувеналій отправился отъ нихъ, то дикіе раскаялись въ своемъ поступкѣ и тотчасъ пустились въ погоню за нимъ. Догнавъ, напали на него. Говорятъ, О. Іувеналій совсіъмъ не думалъ защищатъся, ни бѣжать, что могъ бы сдѣлатъ съ успѣхомъ, особливо имѣя при себѣ огнестрѣлъное оружіе, но онъ безъ всякаго сопротивленія отдался имъ въ руки и только просилъ пощады его сопутникамъ, что и было исполнено. Спустя много времени, сами американцы разсказывали, что О. Іувеналій, будучи уже убитъ, всталъ и шелъ за своими убійцами, говоря имъ что-то. Дикіе, считая его еще живымъ, опятъ напали на него и били, и это повторялосъ нѣсколъко разъ. Наконецъ, дикіе, чтобы совсѣмъ отдѣлатъся отъ него, искрошили его на куски. Тогда только умолкъ ревностный проповѣдникъ и, можно сказатъ, Мученикъ Слова Божія, но не умолкла сила его слова: на томъ мѣстѣ, гдѣ были останки проповѣдника, тотчасъ, сказываютъ, явился дымный столбъ, простиравшійся къ небу».
Впослѣдствіи путешественникъ А. Н. Муравьевъ записалъ любопытный разсказъ. Нѣсколько русскихъ матросовъ, потерпѣвъ кораблекрушеніе, были вынесены на материковую землю къ сѣверу отъ о. Кадьякъ. На нихъ напали туземцы. Или стремясь хитростью избѣжать смерти, или, напротивъ, передъ лицомъ ея исповѣдуя свою вѣру, матросы заявили, что они безсмертны. Тогда напавшіе сказали: «Вы, навѣрное, братья тому странному человѣку, котораго мы недавно никакъ не могли умертвить. Онъ обращалъ насъ къ своему Богу, а мы не хотѣли оставить... своихъ многихъ женъ и привязали этого человѣка къ дереву, но онъ, уже совсѣмъ мертвый, три раза вставалъ и снова начиналъ убѣждать насъ, доколѣ, наконецъ, мы не отдали его на съѣденіе нашимъ сосѣдямъ».
9. Іеромонахъ Макарій.
Отецъ Макарій родился около 1750 года въ селѣ Чаянки Сѣвскаго уѣзда Орловскаго намѣстничества въ семьѣ Александрова, крепостного крестьянина князя Кантемира и нареченъ при крещеніи Матѳеемъ. Получилъ отъ князя отпускную. Постриженъ въ монахи въ 1770 году строителемъ Богородицкой Площанской пустыни Орловской епархіи, Іеромонахомъ Іоилемъ, а 20-го Сентября 1782 года произведенъ во іеродіаконы. 18-го Марта 1793 года О. Макарій былъ уволенъ изъ Орловской въ Санктъ-Петербургскую епархію и опредѣленъ въ Рождественскій Коневскій монастырь. Въ числѣ другихъ былъ отобранъ Митрополитомъ Гавріиломъ въ составъ Духовной Миссіи въ Сѣверную Америку.
25-го Мая 1795 г. Іеромонахъ Макарій отправился изъ Павловской гавани (Кадьяка) на кораблѣ «Фениксъ» вдоль гряды Алеутскихъ острововъ въ сторону Охотска для крещенія Алеутовъ на Лисьихъ островахъ. Онъ покинулъ корабль 13-го Іюня, высадившись въ Капитанской гавани на сѣверо-восточной оконечности острова Уналашка. Здѣсь онъ долженъ былъ устроить часовню, какъ слѣдуетъ изъ письма А. А. Баранова Г. И. Шелехову отъ 20-го Мая 1795 года, упоминавшему, что «на Уналашку послано на часовню доволъно лѣсу и досокъ». О. Макарій успѣлъ окрестить болѣе 1000 человѣкъ, объѣзжая Уналашку и болѣе мелкіе острова Лисьей гряды, прежде чѣмъ его дѣятельности стали активно препятствовать передовщикъ Сѣверо-Американской Компаніи Г. И. Шелехова Иванъ Кочутинъ и его люди, промышлявшіе на Лисьихъ островахъ. Они мало чѣмъ отличались отъ всѣхъ прочихъ компаній въ отношеніяхъ съ туземцами и видѣли въ О. Макаріи человѣка, мѣшавшаго ихъ злоупотребленіямъ.
Стремясь обезопасить себя отъ нихъ, О. Макарій обратился за помощью къ ихъ конкурентамъ, къ передовщику компаніи иркутскаго купца С. Ѳ. Киселева Ивану Свинышу и выпросилъ «для охраненія жизни» двухъ человѣкъ съ ружьями. 16-го Мая къ дверямъ, ведущимъ въ сѣни хижины, которую занималъ О. Макарій, подошелъ шелеховскій передовщикъ Кочутинъ и попытался проникнуть внутрь, но караульные воспрепятствовали ему и призвали своего передовщика Свиньина. Дѣло дошло до драки, съ обѣихъ сторонъ прибѣжало по дюжинѣ промышленныхъ, но, къ счастью, все закончилось безъ кровопролитія.
О. Макарій рѣшился тайно оставить Лисьи острова и съ нѣсколькими Алеутами направился въ Петербургъ съ жалобой на злоупотребленія Сѣверной Компаніи, подписанной всѣми туземными старѣйшинами. Конкурентная компанія, надѣясь получить выгоду, предоставила О. Макарію судно «Зосима и Савватій». 25-го Іюня 1796 года корабль покинулъ острова. Въ поѣздкѣ О. Макарія сопровождали представители мѣстныхъ племенъ. Перезимовавъ на о. Шумша, 30-го Іюня 1797 года они вновь тронулись въ путь и черезъ мѣсяцъ «Зосима и Савватій» прибылъ въ Охотскъ, гдѣ О. Макарій узналъ о восшествіи на престолъ Императора Павла I и смерти Г. И. Шелехова, что, очевидно, уменьшало шансы на успѣхъ предпринятого имъ дѣла. Но ни это, ни попытки правителя шелеховской компаніи задержать его, не смогли остановить его порыва заступиться за униженный народъ.
Въ столицу онъ прибылъ только въ началѣ апрѣля. Алеутовъ велѣно было прислать къ Канцлеру Князю А. Б. Куракину, а судьбу О. Макарія рѣшалъ Митрополитъ Гавріилъ, которому Императоръ Павелъ поручилъ выяснить объ Іеромонахѣ Макаріи слѣдующее: не участвуетъ ли послѣдній въ проискахъ враждующего между собой мѣстного купечества, что вынудило его къ самовольной отлучкѣ и кто ему содѣйствовалъ. Никакихъ «видовъ, которые составили бы его (О. Макарія) выгоды», Митроп. Гавріилъ не нашелъ. Однако Іеромонаху Макарію было замѣчено, что эта самовольная отлучка отъ порученной должности не обернулась ему крупными непріятностями лишь изъ снисхожденія къ просьбамъ Алеутъ, нуждающихся въ просвѣщеніи христіанской вѣрой. Онъ долженъ былъ обязаться подпиской, чтобъ, «отправляясь на Алеутскіе острова, впредь самовольно изъ оныхъ не отлучался и не входилъ въ неприличные сану его доносы...»
Въ концѣ декабря 1798 г. О. Макарій вернулся съ Алеутами въ Иркутскъ. Поѣздка его оказалась безуспѣшной. Въ началѣ Февраля слѣдующаго года онъ писалъ къ Платону, Митрополиту Московскому, другу Преосвященнаго Гавріила и законоучителю Императора: «Алеутамъ ничего не извѣстно, есть ли какая польза по ихъ прошенію, а видимость показуетъ, что компаньоны торжествуютъ надъ ними».
Въ 1796 г. другой членъ Миссіи Осипъ Прянишниковъ также побывалъ въ Петербургѣ, гдѣ сдѣлалъ докладъ членамъ Сѵнода, Гавріилу, Митроп. Новгородскому, и Амвросію, Архіеп. Казанскому. Докладъ Прянипшикова и привезенные имъ письма изъ Америки послужили толчкомъ къ учрежденію Кадьякскаго викаріатства въ Иркутской епархіи. Въ санъ Епископа Кадьякскаго предполагалось посвятить Архимандрита Іоасафа. Лѣтомъ 1798 года Архим. Іоасафъ выѣхалъ въ Охотскъ съ монахомъ Стефаномъ и однимъ изъ послушниковъ. 30-го Ноября 1798 года онъ былъ уже въ Иркутскѣ.
Іеродіаконъ Макарій, вернувшийся къ этому времени изъ Петербурга, присоединился къ его свитѣ и раздѣлилъ его трагическую судьбу.
Первая страница сочиненія Святителя Іоасафа. Въ журналѣ «Другъ Просвѣщенія», 1805. |
Первый монашескій постригъ въ Америкѣ. Архимандритъ Іоасафъ постригаетъ монаха Іоасафа, который со временемъ станетъ собратомъ Преп. Германа въ Ново-Валаамскомъ Монастырѣ. |
10. Преп. Германъ.
Скромный Валаамскій инокъ, бывшій юношей въ Саровѣ послушникомъ у одного отшельника, переживъ всѣхъ своихъ братій-миссіонеровъ, скончался въ ореолѣ святости какъ пустынножитель на Еловомъ островѣ, въ имъ же основанномъ Новомъ Валаамѣ. Только два монаха тамъ и было, занимавшихся огородничествомъ и пріютомъ для сиротъ-Алеутовъ. Умеръ онъ въ 1836 году и прославленъ въ 1970. Мощи его перенесены противъ его воли въ шумный городъ Кадьякъ, гдѣ они ожидаютъ своего возвращенія на Еловый островъ.
11. Епископство.
Стадо пасомыхъ въ новорожденной Американской Церкви возрастало, это побудило членовъ Святѣйшаго Сѵнода просить Императрицу объ утвержденіи викарнаго Епископа Иркутской епархіи съ наименованіемъ его Епископомъ острова Кадьякъ и прилежащихъ къ нему въ Америкѣ острововъ. Изъ текста всеподданнѣйшаго доклада Сѵнода отъ 4-го Іюля 1796 года слѣдуетъ:
« ...2) Приходомъ его архіерейскимъ считать какъ нынѣ отправленную Миссію духовными чинами, такъ и тѣми, которые впредь по надобности дѣла служенія архіерейскаго, въ пѣвческую и другіе нужныя причетническія должности изъ тамошнихъ жителей будутъ произведены.
3) Въ паствѣ его быть всѣмъ сихъ мѣстъ жителямъ, воспріявшимъ Святое крещеніе въ христіанскій нашъ законъ, съ распространеніемъ котораго продолжать ему Епископу усердное свое попеченіе поданнымъ ему наставленіемъ: во-первыхъ же, сколько можно стараться изъ самихъ сихъ жителей обучать тамошнее юношество россійскому языку и грамотѣ, изъ нихъ младшихъ отправлять для обученія въ Иркутскую семинарію, а старѣйшихъ и обучившихся уже грамотѣ пріуготовлять къ чинамъ священства пространнѣйшимъ имъ на мѣстѣ жительства ихъ объясненіемъ Евангельскихъ истинъ и таинствъ церковныхъ.
4) Смотря по умноженію всѣхъ сихъ новыхъ христіанъ въ приличныхъ мѣстахъ, гдѣ они пожелаютъ, Компаніи строить церкви, предоставляя снабженіе принадлежащими къ украшенію ихъ и къ отправленію службы Божіей необходимо потребными вещами на попеченіе Компаніи, а о святомъ мѵрѣ, антиминсахъ и тому подобномъ относиться къ мѣстному своему архіерею.
5) Ему же викарному епископу о состояніи сей ввѣренной ему паствы, особливо объ успѣхѣ въ распространеніи тамъ христіанскаго закона, съ приложеніемъ именныхъ вновь крещаемымъ вѣдомостей, увѣдомлять при удобномъ случаѣ штатнаго архіерея, а сему репортовать въ Сѵнодъ.
6) Посвятить въ сего епископа викарнаго санъ вышеупомянутаго Архимандрита Іоасафа, какъ по ученію его и достоинствамъ, такъ и по уваженію понесенныхъ уже имъ въ семъ богоугодномъ дѣлѣ съ отличною ревностію трудовъ, въ разсужденіи же чрезвычайной отдаленности означенныхъ мѣстъ отъ прочихъ россійскихъ городовъ для избѣжанія всѣхъ посему затрудненій совершить оное посвященіе въ Иркутскѣ тамошнему епископу, а хотя оному посвященію по правиламъ святыхъ Отецъ и надлежало быть не менѣе какъ о трехъ или двухъ епископахъ, по канону сіе относится болѣе къ избранію въ санъ епископскій, которое послѣдовало уже отъ Сѵнода, то силою и содѣйствіемъ сего избранія и рукоположеніе во епископа по необходимости можетъ совершиться и онымъ однимъ епископомъ Иркутскимъ...»
По прибытіи въ Иркутскъ 17-го Марта 1789 года онъ предсталъ передъ Епископомъ Иркутскимъ и Нерчинскимъ Веніаминомъ. На послѣдняго была возложена Сѵнодомъ обязанность означеннаго къ посвященію во епископы Архимандрита Іоасафа опросить письменно по предложенной Митроп. Гавріиломъ Новгородскимъ Запискѣ «О положеніи тамошняго края и всѣхъ относящихся до живущихъ тамо народовъ обстоятельствахъ и полезныхъ для государства свѣдѣніяхъ», а также собрать свѣдѣнія о поведеніи будущаго епископа въ бытность на Кадьякѣ. Необходимые свѣдѣнія Архимандритомъ Іоасафомъ были представлены. Въ Маѣ 1799 года отвѣты на вопросы съ картами и рисунками, озаглавленные «Краткое описаніе объ островѣ Кадъякъ» черезъ Епископа Веніамина были доставлены въ Петербургъ.
Съ переписанной запиской и скопированными въ канцеляріи Сѵнода картами и рисунками ознакомился самъ Императоръ, послѣ чего Президенту Петербургской Академіи Наукъ барону А. Л. Николаи была объявлена Высочайшая воля напечатать карту и записки, если только «такого роду описанія въ свѣтъ не издано». Замечательно интересный и полезный трудъ О. Іоасафа былъ изданъ подъ названіемъ «Топографическое, статистическое и нравственное описаніе острова Кадьяка» уже послѣ его кончины въ 1805 году.
Относительно нравственнаго облика Архим. Іоасафа, въ репортѣ Святѣйшему Сѵноду Епископъ Веніаминъ сообщилъ положительно.
Позднѣе 4-го Мая 1799 года Епископъ Веніаминъ сообщаетъ: «...Архимандритъ Іоасафъ по учиненіи ему нарѣченія въ Викарія Иркутской епархіи Епископа Кадьякскаго и прочихъ прилегающихъ къ тому въ Америкѣ острововъ третьяго дня Апрѣля при помощи Божіей за благословеніемъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода въ 10-й денъ того жъ Апрѣля Богоявленскаго каѳедральнаго собора въ зимнемъ храмѣ Святыхъ славныхъ всехвальныхъ первоверховныхъ Апостолъ Петра и Павла при стеченіи многочисленнаго собранія мною во Епископа рукоположенъ. Присяга надлежащая имъ учинена и по данной формѣ отъ Святѣйшаго Сѵнода имъ Епископомъ и мною подписана, которая при семъ Святѣйшему Сѵноду благопочтенно представляется. Отправа же его Епископа во ввѣренную ему паству на сихъ же дняхъ послѣдовать имѣетъ непремѣнно...»
По причинѣ огромнаго разстоянія было рѣшено совершить хиротонію только однимъ архіереемъ, по «экономіи», тогда какъ полагается посвящать въ архіерея не менѣе, чѣмъ двумъ епископамъ.
12. Водное Мученичество.
Утромъ 25-го Августа шли послѣдніе приготовленія къ отплытію фрегата «Фениксъ» отъ причаловъ Охотскаго порта. Съ многочисленной свитой и богатой архіерейской ризницей возвращался новопосвященный Епископъ Кадьякскій Іоасафъ къ своей паствѣ. Кромѣ епископской свиты на кораблѣ отправлялись 70 промышленныхъ. 26-го Августа «Фениксъ» поднялъ якоря и, не доходя до Кадьяка, исчезъ, найдя свой конецъ въ океанскихъ водахъ подъ ударами осеннихъ штормовъ. Изъ письма Александра Андрѣевича Баранова къ Іеромонаху Гедеону видно слѣдующее:
«...Послѣдній разъ видѣли ево 28-го числа Октября тово году недалеко отъ Уналашки, противъ острова Умнака Русскіе и Алеуты тамошніе, но гдѣ оное разбилосъ и по сю пору не получено никакихъ вѣрныхъ свѣдѣній. Причиною же несчастъю сему полагаютъ бывшіе при отправленіи ихъ въ Охотскѣ ту, что тамъ свирѣпствовало тогда смертоносное повѣтріе кашля, кровавыхъ поносовъ и горячки, много народу померло, а можетъ бытъ, изъ слгѣдующихъ при семъ транспортѣ болѣе 70-ти человѣкъ промышленныхъ нѣкоторые заражены были тѣми же болѣзнями и распространили на прочихъ, и статься могло, что мореходъ коллежскій асессоръ господинъ Шильцъ отъ той же скончался, а другова не было, а потому и судно, можетъ бытъ, осталосъ въ беспрепятственномъ дѣйствіи стихіи волнъ и вѣтровъ. Однако жъ видимо было вблизи Уналашки подъ парусами при сильной погодѣ къ Кадьяку путь направляемъ.
Выкиды судовые показалисъ здѣсъ на Кадьякѣ и въ окруженныхъ въ концѣ Майя и въ началѣ Іюня послѣдующаго уже 1800 года. Выкидывало судовыя доски, бисисы, бусприть и брашпиль, на Тугидакѣ — тунтай берестяной съ масломъ, на Шуякѣ, Укамокѣ и по разнымъ мѣстамъ, даже и около Уналашки — восковыя свѣчи и нѣсколько порожнихъ и напитками, смѣшаными съ расоломъ флягъ, каковую и около мыса Силіи нашли же портовщики, а на островѣ Сюклѣ въ Чугацкой Губѣ двѣ оболочки кожаныя съ большихъ книгъ и тоже нѣсколько восковыхъ свѣчь среднихъ малыхъ, кои сколько получено и отдаваны были въ церковь здѣшнюю. Въ томъ же 1800 году осенью найдены подъ Ситкою тово судна руль, а далѣе недалеко отъ острова Румянцова въ бухтѣ двѣ тово же судна мачты около 56° сѣверной широты, но болѣе никакихъ выкидовъ неизвѣстно и вѣрныхъ слуховъ о мѣстѣ разбитія не перенято. Сказывалъ только одинъ изъ американскихъ капитановъ Іосифъ Океинъ, якобы слышалъ отъ другихъ, будто около бухты Бокорело или Бобровой, гдѣ приставалъ прежней Беринговой экспедиціи капитанъ Чириковъ, видѣли у тамошнихъ дикихъ народовъ въ 1801 году платье цѣлое и въ лоскутье подбитое лисьими мѣхами, какова народы тѣ не имѣютъ, ни торгующіе пришельцы не доставляютъ, то полагаютъ быть россійскому...
Майя 28-го дня 1807 года. О. Кадьякъ».
Прибытіе Валаамской Миссіи въ Америку со Святителемъ Іоасафомъ во главѣ. Полуиконописное изображеніе Аты-Шилы Смитъ. |
Такимъ образомъ прервалась архипастырская и миссіонерская дѣятельность Іоасафа, Епископа Кадьякскаго, основателя и первоіерарха Американской Церкви. Послѣднее дошедшее до нашихъ дней посланіе было отправлено имъ Іюня 8-го дня 1798 года въ Миссію, которую онъ оставилъ уже навсегда. Въ немъ онъ давалъ необходимые краткіе наставленія своимъ ближайшимъ помощникамъ. Заканчивалось оно такъ:
«...О многомъ напоминать считаю за излишнее, вы сами можете располагатъ сообразно обстоятельствамъ, какія съ вами встрѣтиться могутъ. А единаго сего сердечно желаю, да пребудетъ съ вами благодать Божія и страхъ Его да вселится въ сердцахъ вашихъ, о семъ моля благостъ Божію пребуду...»
Эти его послѣдніе слова пусть будутъ завѣтомъ и намъ, миссіонерамъ сегодняшняго дня, для кого его короткая, но чрезвычайно дѣятельная жизнь и мученическая кончина пусть послужатъ примѣромъ и урокомъ.
Святый Апостоле Іоасафе, моли Бога о насъ!
13. Патріархъ Тихонъ.
Будучи Архіереемъ Аляски на рубежѣ 20-го вѣка, Епископъ Тихонъ, будущій Патріархъ, написалъ посланіе въ первое столѣтіе со дня кончины Святителя Іоасафа (Болотова):
«Сто лѣтъ тому назадъ въ 1799 году 10-го Апрѣля въ недѣлю Ваій состоялось въ городѣ Иркутскѣ посвященіе Архимандрита Іоасафа (Болотова) въ санъ Епископа Кадьякскаго.
Архимандритъ Іоасафъ прибылъ въ Сентябрѣ 1794 г. на островъ Кадьякъ во главѣ дружины Валаамскихъ иноковъ для просвѣщенія свѣтомъ Христовой вѣры язычниковъ, обитавшихъ на Алеутскихъ островахъ на Аляскѣ. Господь благословилъ успѣхомъ труды миссіонеровъ: въ два-три года они обратили ко Христу до 10000 язычниковъ. Дѣло Православія шло здѣсь настолько успѣшно, что Святѣйшимъ Сѵнодомъ была усмотрѣна необходимость учрежденія на Алеутскихъ островахъ Архіерейской каѳедры, на каѳедру эту былъ назначенъ и посвященъ во епископа Архимандритъ Іоасафъ. Но по неисповѣдимымъ судьбамъ Промысла Божія Преосвященному Іоасафу не суждено было вступить въ санѣ епископа на просвѣщенный имъ островъ Кадьякъ: корабль, на которомъ плылъ изъ Азіи новый епископъ, былъ разбитъ бурею, и океанъ поглотилъ въ своихъ волнахъ Преосвященнаго Іоасафа и его спутниковъ.
Нашъ священный долгъ поминать наставниковъ нашихъ, которые проповѣдовали намъ слово Божіе (Евр. 13:7). Во исполненіе сего долга предлагаю духовенству Алеутской епархіи помянуть перваго своего Святителя Преосвященнаго Іоасафа въ столѣтнюю годовщину его хиротоніи 10-го Апрѣля с. г. въ Лазареву субботу на Божественной Литургіи и по окончаніи оной совершить панихиду, которую предварить рѣчью о почившемъ Святителѣ.
Для увѣковѣченія памяти Преосвященнаго Іоасафа наименовать существующую въ Кадьякѣ церковно-приходскую школу «Іоасафовскою» и на содержаніе школы и пріюта при ней отпускать ежегодно изъ суммъ Духовнаго Правленія 500 долларовъ.
Настоящее мое предложеніе Духовному Правленію сообщить духовенству епархіи, а также и редактору Епархіальнаго Вѣстника для напечатанія въ ближайшемъ номерѣ, какъ моего предложенія, также свѣдѣній о Преосвященномъ Іоасафѣ, каковыя можно почерпнуть изъ Церковныхъ Вѣдомостей за 1894 г. № 39.
Епископъ Тихонъ
10-го Февраля 1899 г. Санъ-Франсицко въ Сѣв. Америкѣ.
Подлинная подпись Святителя Іоасафа съ сохранившихся документовъ въ Санктъ-Петербургскомъ архивѣ. |
По святымъ мѣстамъ Америки. Алеутскiй Кадьякъ.
Первымъ мѣстомъ в Америкѣ, куда пришло святое Православіе, была Аляска, а первая церковь была построена на островѣ Кадьякь, въ гавани св. Апостола Павла, въ честь Христова Воскресенія. Со временемъ поселеніе разрослось въ главный городъ этого острова съ тѣмъ же названіемъ, основанный извѣстнымъ мореплавателемъ Григоріемъ Шелеховымъ, по желанію котораго была въ 1794 послана первая Православная Миссія, состоявшая изъ Валаамскихъ иноковъ во главѣ съ Архимандритомъ Іоасафомъ.
Вскорѣ одинъ изъ этихъ иноковъ, Преп. Германъ, удалился на близъ лежащій Еловый островъ, назвавъ его Новымъ Валаамомъ. Тамъ пустыннически подвизался и скончался въ святости, и сто лѣть ожидалъ себѣ какъ бы въ содружіе монашеское, пока туда не посѣлился Іеромонахъ Оптинскаго закала — Герасимъ (Щмальцъ) изъ Тихоново-Калужской пустыни, и, благодаря ему, монашеская лампада горитъ тамъ по сей день. Въ юбилейный 1997 годъ монахи построили монашескій корпусъ, угловую башню, какъ маякъ Православія, свѣтящій съ Сѣвера на всю Америку.
Вериги и крестъ Преп. Германа. |
Новая часовня Св. Германовской Семинаріи въ городѣКадьякѣ. |
Новый Валаамъ на берегу Монашеской Бухты, трудъ Американскихъ монаховъ. |
Книжный магазинъ и кафе — «Монашеская Скала», откуда распространяется Православіе. |
Въ 1970 году послѣ прославленія Преп. Германа мощи его были перенесены съ острова въ городъ Кадьякъ, хотя и противъ желанія самого святаго, и поставлены въ Воскресенскомъ храмѣ по правую сторону отъ алтаря. На ракѣ Преп. Германа лежатъ сохранившіеся со времени Преп. Германа его собственная камилавка и 15-ти фунтовые вериги, а въ алтарѣ на престолѣ возлежитъ его медный крестъ, которымъ онъ осѣнялъ къ нему съ добрымъ намѣреніемъ приходящихъ, особенно алеутскую молодёжь, ибо онъ содержалъ пріютъ для сиротъ. Возлѣ этого храма возникла семинарія въ честь Преп. Германа, гдѣ раньше были Свято-Германовскій Пріютъ и Духовная школа въ память Святителя Іоасафа, основанныя по почину Святителя Тихона (когда онъ посѣтилъ Аляску), которую послѣ русской революціи закрыли.
Въ городѣ существуетъ еще Свято-Иннокентіевская школа-академія, въ которой американцы обучаются по программѣ русскихъ классическихъ гимназій.
Почти первоначальный видъ (1912) храма въ Кадьякѣ, гдѣнынѣпочиваютъ Святые мощи Преп. Германа. |
Новый Валаамъ, Свято-Михайло-Архангельскій Скитъ, основанъ въ 1984 г. |
Монахи Новаго Валаама открыли въ центрѣ города книжный магазинъ духовной литературы и кафе и назвали его Monk`s Rock, т. е. Монашеская Скала, въ честь той огромной скалы, поднимающейся изъ морской бездны, что лежитъ на пути между монастырёмъ и городомъ. На второмъ этажѣ находится прекрасная семейная столовая Captain`s Cabin, гдѣ по постнымъ днямъ предлагаются постные блюда, и этимъ рестораномъ завѣдуетъ американскій миссіонеръ-священникъ, подвизающійся со всѣмъ своимъ семействомъ ради сохраненія Православія въ Кадьякѣ.
Русскихъ въ Кадьякѣ больше нѣтъ; даже въ Свято-Германовской семинаріи прекратили преподаватъ русскiй языкъ. Да и бывшая слава Алеутовъ — святое Православіе, котораго маститые старцы ещё держатся — давно уже изсякло, и только монашеское присутствіе еще поддерживаетъ значеніе Кадьяка какъ святаго мѣста — колыбели Православія въ Америкѣ.
Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.