Преподобный Исаак Сирин. — Никого не суди, не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей. Распростри одежду твою над падающим и покрой его. И без дела не выходи из двери келлии, чтобы не знать худых дел человеческих, а тогда, в неведении ума своего, во всех увидим людей святых и добрых.
— Когда начинает кто при тебе пересуждать брата своего, ты не слушай его, а потупь лицо свое. Как скоро сделаешь это, и пред Богом и пред ним окажешься осторожным.
Преп. Нил Синайский. — Начало спасения есть самого себя осуждение.
— Будем внимать себе — тогда не станем осуждать других, ибо в нас самих много такого, за что осуждаем других.
— Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, ибо последнее есть дело злоречивого, а первое — желающего исправить.
Авва Дорофей.— Смущать, осуждать и вредить чье дело, как не бесовское? И вот мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего. Отчего так? Оттого что нет в нас любви! Ибо любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4, 8). Святые не осуждают согрешающего и не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его как больной член и делают все, чтобы спасти его.
Преп. Антоний Великий. — Если увидишь, что брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него и не осуждай его, ибо иначе сам впадешь в руки врагов твоих.
— Не осуждай никого из смертных, чтобы Бог не возгнушался молитвами твоими.
Преп. Максим исповедник.— Не должно ли ужаснуться, вострепетать и прийти в исступление умом, что, когда Бог Отец, не судя никому, суд весь даде Сыновы (Ин. 5, 22), Сын же вопиет: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1); не осуждайте, да не осуждены будете (Лк. 6, 37), подобно и апостол: Прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь (1 Кор. 4, 5), и еще: имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши (Рим. 2, 1), когда говорю, это так есть: люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга! Небо ужасается сему и земля трепещет.
— Кто любопытствует о чужих грехах или по подозрению судит брата, тот не положил еще начала покаяния и не принимал заботы узнать собственные грехи, поистине тягчайшие многопудовой свинцовой тяжести, и не знает, отчего человек бывает тяжкосердым, любящим суету и ищущим лжи (Пс. 4, 3) и потому, как безумный и бродящий во тьме, оставя свои грехи, мечтает о чужих, истинных или мнимых, по одному подозрению.
— Бесстрастно говорящий о грехе брата говорит по двум причинам: или чтобы его исправить, или чтобы принесть пользу другому. Если же он говорит самому ли ему или другому без сих целей, то говорит, осуждая или оклеветывая брата, и таковой не избежит оставления от Бога, но непременно впадет или в то же, или другое прегрешение и, быв обличен или укорен другими, посрамится.
Блаж. Диадох.— Никто не может искренно любить или веровать иначе, как если он не имеет себя самого осудителем себя. Ибо, когда совесть наша тревожима бывает своими обличениями, тогда ему не попускается чувствовать благоухания премирных благ, но он тотчас же раздвояется самомнением; в силу предшествовавших опытов веры, теплым движением вожделенно устремляется он к ним, но уже не может любовно восприять их в чувстве сердца, по причине частых угрызений обличающей совести. Впрочем, если мы очистим себя теплейшею молитвою и вниманием, то опять улучим сие вожделенное благо, еще с большим опытом в Боге, вкушением Его. Как к видимым нами благам невольно влекут нас телесные чувства, так к благам невидимым обыкновенно руководит нас чувство умное, духовное, когда вкусит Божественной благости. Все вожделевает сродного себе: душа как бестелесная — небесных благ, а тело как персть от земли — земных сластей. Итак, в состояние опытно вкушать невещественное незаблудно достигнем мы, если трудами утончим перстное тело свое.
Преп. Никодим Святогорец.— От самолюбия и самомнения порождается в нас и другое некое зло, причиняющее нам тяжелый вред, именно строгий суд и осуждение ближнего, по которому мы потом ни во что ставим, презираем и уничижаем его при случае. Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, естественно, свысока смотрим мы на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие. Но тебе не дано на то власти, и присвояя себе эту власть, ты сам в этот момент делаешься достойным суда и осуждения не пред немощными людьми, но пред всесильным Судиею, всех Богом.
___________________
Читать также статью о: Добротолюбие в 5 томах
Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.