Оживет ли Россия? (свт.Иоанн Шанхайский) Вселенские Святые

Снова волны безвременья хлынули на Россію. Снова смятенъе въ живыхъ думающихъ соотечественникахъ. А народъ по-прежнему безмолвствуетъ, не дай Богъ взорвется. Полвѣка назадъ захлопнуласъ "желгьзная занавѣса" и осталисъ въ тюръмѣ...
Красный драконъ перебрался и на Китай, откуда бѣжали на свободу наши бездомные странники по чужбинѣ. Имъ былъ посланъ Богомъ свой русскій Моисей: поднялъ онъ голосъ точно пророческій и ободрилъ духъ. Вывелъ свою паству на свободу и вдунулъ вѣру въ нашу Св. Русъ Православную. И поддержалъ же духъ, поскольку ему вѣрили.

Нынчѣ снова Русъ на распутіи. Снова нуженъ твердый голосъ, какъ онъ вѣщалъ, что кости наши русскія сухія отъ безвѣрія, Но при помощи Божіей, оживутъ онѣ и защитятъ Домъ Пресвятыя Богородицы и возстанутъ сыны въ Богѣ благородные, Богоносные, царственные. Толъко была вѣра, а с нею безстрашіе...

Вотъ подлинный голосъ Святителя Іоанна Шанхайскаго, актуаленъ онъ и сейчасъ, какъ и былъ въ 1948-омъ году. Вслушайтесъ!

Св. Архiепископъ Iоаннъ, издание фонда Iоанна Чудотворца. Москва.

Оживутъ ли кости человѣческiе?

Не было предѣла скорби и унынiю древнихъ iудеевъ, когда разрушенъ былъ Iерусалимъ и сами они были отведены въ рабство Вавилонское. "Гдѣ сутъ милости Твоя древнія, Господи, имиже клялся еси Давиду", — взывали они (Пс. 88, 50). "Нынѣ же отринулъ еси и посрамилъ еси насъ ненавиѣдящіи насъ расхищаху себѣ и во языцѣхъ разсѣялъ ны еси"(Пс.43, 10-3).

Но когда, казалось, не было надежды на спасенiе, находившiйся также въ плѣненiи пророкъ Iезекiиль удостоился дивного видѣнiя. “Бысть на мне рука Господня,” (Iезъ. 1, 3) — говоритъ онъ о томъ. Невидимая Дѣсница Господня поставила его среди поля, полного костей человѣческихъ. И вопросилъ его Господь: “Сыне человечѣ, оживутъ ли кости сiя?”. “Господи Боже! Ты вѣси сiя,” (Iезъ. 37, 3) — отвечаетъ пророкъ. Тогда гласъ Господень повелелъ пророку сказать костямъ, что дастъ имъ Господь духъ жизни, облекши ихъ жилами, плотiю и кожей. Изрекъ пророкъ слово Господне, раздался гласъ, затряслась земля и кости стали совокупляться, кость къ кости, каждая къ составу своему, появились на нихъ жилы, плоть выросла и покрылась кожею, такъ что все поле стало полно телъ человѣческихъ, только душъ не было въ нихъ. Снова слышитъ Господа пророкъ и по повеленiю Его прорекаетъ слово Господне, и отъ четырехъ странъ слетаются души, входитъ духъ жизни въ тела, они встаютъ, и поле наполняется собранiемъ множества людей.

И сказалъ Господь: “Сыне человѣчь, сiя кости весь домъ Израилевъ... глаголютъ — погибе надежда наша, убiени быхомъ... се Азъ отверзу гробы ваша и изведу васъ отъ гробъ вашихъ, людiе мои, и дамъ духъ Мой въ васъ, и живи будете, и поставлю вы на земли вашей” (Iезъ. 11, 12-14).

Такъ открылъ Господь Богъ Iезекiилю, что непоколебимы Его обѣтованiя и кажущееся невозможнымъ уму человѣческому совершается силой Божiей.

То виденiе означало, что Израиль, освободившись отъ плененiя, вернется въ свою землю, въ высшемъ же смысле указывало на вселенiе духовного Израиля въ вечное небесное Царство Христово. Въ то же время здесь предображалось и грядущее общее воскресенiе всехъ умершихъ.

Посему сiе пророчество Iезекiиля читается на утрени Великой субботы, когда смертiю своей Христосъ, сокрушивъ врата смерти, отверзаетъ гробы всѣхъ умершихъ.

Вера въ воскресенiе есть краеугольный камень нашей веры.

Аще воскресенiя мертвыхъ нѣсть, то ни Христосъ воста; аще же Христосъ не возста, тще оубо проповѣдание наше” (I Коръ. 15, 13-14). Если нѣтъ воскресенiя, ложно все христiанское ученiе. Вотъ почему такъ борятся противъ веры въ воскресенiе враги Христiанства и также утвѣрждаетъ веру въ воскресенiе Церковь Христова. Не разъ подымались высоко волны невѣрiя, но откатывались передъ новыми знаменiями, являвшими дѣйствительность воскресенiя, оживотворенiя Богомъ признаваемого за умершее.

Въ V-мъ вѣкѣ въ царствованiе Императора Ѳеодосiя Младшего сильно стало распространяться сомнѣнiе въ воскресенiе мертвыхъ, такъ что даже у церквей велись о томъ споры. И какъ разъ въ то время произошло дивное событiе, достовѣрность которого подтверждается рядомъ историческихъ записей.

Еще въ срединѣ III-го столѣтiя, въ царствованiе императора Декiя (249-251), по его распоряженiю въ пещерѣ возлѣ города Ефеса были засыпаны камнями семь отроковъ. Сынъ градоначальника Ефеса, Максимилiанъ, и шесть друзей его — Iамвлихъ, Дiонисiй, Iоаннъ, Антонинъ, Мартинiанъ и Ексакустодiанъ исповѣдали себя христiанами и отказались принести жертву идоламъ. Воспользовавшись затѣмъ временемъ, даннымъ имъ на размышленiе и временнымъ отъѣздомъ императора, они ушли изъ Ефеса и скрылись въ одной изъ пещеръ въ окрестныхъ горахъ. Когда Декiй вернулся, то, узнавъ о томъ, онъ приказалъ засыпать входъ въ пещеру камнями, чтобы отроки, лишенные пищи и притока воздуха, тамъ были заживо погребены. Когда приказанiе Декiя исполнялось, два тайные христiанина, Феодоръ и Руфинъ, записали то событiе на оловянныхъ доскахъ, которые скрыли между камнями у входа въ пещеру.

Находившiеся въ пещерѣ отроки, однако, не знали, что произошло. Накануне они, узнавъ о прибытiи въ городъ Декiя и помолившись усердно Богу, заснули крѣпкимъ, необыкновеннымъ сномъ, который продолжался около 172 лѣтъ. Они пробудились лишь въ царствованiе Ѳеодосiя Младшѣго, какъ разъ когда шли споры о воскресенiи. Въ то время тогдашнiй хозяинъ того места разобралъ заграждавшiе входъ въ пещеру камни и употребилъ ихъ на постройку, совершенно не подозрѣвая, что въ пещерѣ находятся дѣти, о которыхъ уже все давно забыли. Проснувшiеся отроки думали, что они проспали одну ночь, такъ какъ не замѣтили въ пещерѣ никакихъ переменъ и сами они нисколько не переменились. Одинъ изъ нихъ, младшiй, Iамвлихъ, ходившiй прежде въ городъ за пищей, помолившись съ друзьями Богу, такъ же пошелъ въ Ефесъ узнать, разыскиваютъ ли ихъ и купить себѣ пищи. Онъ былъ пораженъ перемѣной, видя несуществовавшiе еще вчера, какъ ему казалось, церкви и слыша открыто произносимое имя Христа. Думая, что по ошибке попалъ въ другой городъ, онъ решилъ все же купить здесь хлеба, но когда за данный хлѣбъ онъ далъ монету, хлѣботорговецъ сталъ пристально ее разсматривать и спросилъ, гдѣ онъ нашелъ кладъ. Напрасно Iамвлихъ увѣрялъ, что клада онъ не находилъ и что деньги онъ получилъ отъ родителей, сталъ стекаться народъ и добивался, гдѣ онъ нашелъ старинные деньги. Iамвлихъ назвалъ имена своихъ родителей и друзей, ихъ никто не зналъ, и, наконецъ, Iамвлихъ, услышалъ отъ собравшихся, что онъ дѣйствительно находится въ Ефесѣ, но императора Декiя давно уже нѣтъ, царствуетъ христолюбивый Ѳеодосiй.

О происшествiи услышали градоначальникъ и епископъ и для проверки словъ Iамвлиха вмѣстѣ съ нимъ они пошли къ пещерѣ, гдѣ нашли шесть остальныхъ отроковъ, а при входѣ въ пещеру обнаружили оловянные доски и изъ нихъ узнали, когда и какъ отроки оказались въ пещерѣ. О всемъ томъ градоначальникъ немедленно извѣстилъ Царя, который лично прибылъ въ Ефесъ и бесѣдовалъ съ отроками. Во время одной изъ беседъ они преклонили главы и уснули сномъ вѣчнымъ. Царь хотѣлъ перенести ихъ въ столицу, но явившiеся ему во снѣ отроки заповѣдали погрести ихъ въ пещерѣ, где они уже много лѣтъ спали дивнымъ сномъ. То было исполнено, и въ теченiе многихъ вѣковъ ихъ мощи почивали въ той пещерѣ — русскiй паломникъ ХII вѣка Антонiй описываетъ, какъ поклонялся имъ.

То чудесное пробужденiе отроковъ принято было тогда какъ прообразъ и подтвержденiе воскресенiя. Всюду разнеслась вѣсть о томъ, упоминаютъ то несколько современниковъ-историковъ, говорилось о томъ на вскорѣ бывшемъ въ томъ градѣ III Вселенскомъ Соборѣ. То поразительное чудо укрѣпило тогда веру въ воскресенiе. Явно проявилась сила Божiя, сохранившая въ теченiе долгихъ летъ нетленными тѣлеса и одеянiе отроковъ.

Такъ, какъ воздвигъ ихъ отъ сна Господь, такъ соберетъ кости Онъ и воздвигнетъ умершихъ, по виденiю пророка Iезекiиля.

Пророчество то, предзнаменующее не только воскресенiе мертвыхъ, но и сохраненiе отъ гибели хранящего Божiй законъ народа, исполнилось также наглядно надъ Русской Землей.

Въ началѣ XVII вѣка по прекращенiи царствовавшего рода настало на Руси лихолѣтье. Русская земля осталась безъ власти, раздиралась внутренней смутой, подвергалась нападенiю окрестныхъ народовъ, захватившихъ многiе русскiе области и даже сердце Россiи — Москву. Измалодушествовались русскiе люди, потеряли надежду, что будетъ существовать Русское Царство, многiе искали милостей у чужихъ государей, другiе приставали къ разнымъ самозванцамъ и ворамъ, выдававшимъ себя за царевичей.

Когда казалось, что нѣтъ больше Руси, лишь немногiе еще уповали на ее спасенiе, раздался изъ подземелья Чудова монастыря* послѣднiй призывъ уморенного тамъ Патрiарха Ермогена. Грамота его съ посланiемъ архимандрита Троице-Сергiевой обители Дiонисiя и келаря Авраамiя Палицина достигла Нижнего Новгорода. Въ ней русскiе люди призывались встать на защиту святынь московскихъ и Дома Божiей Матери.

Грамота всколыхнула сердца, и гражданинъ Косьма Мининъ съ паперти собора обратился къ согражданамъ съ пламеннымъ призывомъ все отдать для Отечества. Сразу посыпались пожертвованiя, стало собираться ополченiе. Во главѣ его призвали стать доблестного воеводу князя Димитрiя Михайловича Пожарского, едва оправившегося отъ ранъ. Но, сознавая немощь силъ человѣческихъ, русскiе люди отдали себя подъ покровъ Взбранной Воеводы, и какъ величайшее сокровище взяли въ войско изъ Казани ту чудотворную икону Божiей Матери, которую тамъ нѣкогда изъ земли подъялъ святой Патрiархъ Ермогенъ, будучи еще пресвитеромъ Ермолаемъ.

Двинулось русское ополченiе, уповая не на свои слабые силы, а на всемогущую помощь Божiю. И действительно совершилось то, что не могли до сихъ поръ сделать никакiе усилiя. Въ короткiй срокъ освобождена была Москва, и въ нынешнiй день памяти семи отроковъ Ефесскихъ русское ополченiе торжественнымъ крестнымъ ходомъ вошло въ Кремль, откуда навстрѣчу имъ шелъ другой крестный ходъ, съ Владимирской иконой Божiей Матери, остававшейся въ плѣненномъ градѣ.

Очищена была Русская Земля отъ враговъ и самозванцевъ, восстановлено было Русское Царство, на престолъ которого взошелъ юный Михаилъ Ѳеодоровичъ Романовъ. Воскресла Русь, залечились раны ее, и пошла она отъ славы къ славѣ.

Казанскiй образъ Божiей Матери, съ которымъ освобождена была Москва и съ ней вся Русская Земля, сталъ величайшей святыней всего русского народа. Списки его, поставленные въ первопрестольной Москвѣ, а затѣмъ и въ новомъ царственномъ градѣ святого Петра, также прославились множествомъ чудотворенiй. Казанскiе иконы Богородицы находились въ каждомъ градѣ, селѣ и почти каждомъ домѣ, а праздникъ Казанской иконы Богоматери праздновался во всей Россiи какъ большой праздникъ.

Нынѣ опять потрясена до основъ Русская Земля, высоко вздымаются волны безвѣрiя. Скорбь обхватываетъ сердца и въ напастехъ готовы русскiе люди, подобно плѣненнымъ израильтянамъ, взывать: “Cухи быша кости наша, погибе надѣжда, убiени быхомъ” (Iезъ. 37, 11). Но память семи возставшихъ отъ сна отроковъ съ срѣтенiемъ Казанской иконы Божiей Матери вещаютъ о всемогущей десницѣ Божiей, а глаголъ пророка Iезекiиля изъ глубины вѣковъ гремитъ гласомъ Господнимъ: “Се азъ отверзу гробы ваша и изведу васъ отъ гробъ вашихъ, людiе Мои, и поставлю вы на земли вашей и увѣсте, яко Азъ Господь: глаголахъ и сотворю, глаголетъ Господь” (Iезекъ. 37, 12-14).

Шанхай, 1948 гъ.