Великая Дивеевская Тайна Вселенские Святые

Передъ Вашими глазами оригиналъ записей С.А. Нылуса со словъ самого Н.А. Мотовылова о пророчествахъ Преподобнаго Серафима Саровскаго, раскрывающихъ «Дивѣевскую Тайну» для послѣднихъ христіанъ. Береглась она всѣ эты годы племянницей С.А. Нилуса, Еленой Юръевной Концевичъ. Она, по просьбгѣ его, опубликовала частично во второмъ томѣ Дневника своего дяди «На Берегу Божьеы Рѣки». Предлагаемъ тутъ 2 страницы подлинника, трепетно запысанныя преданнѣйшымъ почитателемъ Преподобнаго. Своими собственными глазами Нилусъ очевидствовалъ первое десятилѣтіе исполненія пророчества о разгромленіи нашей дорогой Святой Руси, что, по попущенію Божію, продолжалосъ 70 библейскихъ лѣтъ. И какъ сегоднямы воочію наблюдаемъ, возстаетъ Св. Русъ изъ пепла, разсывается дурманъ совѣтскаго опіума народа... Но отрѣзвляется ли русскій народъ? Приспѣло ли время, о которомъ вѣщали боговдохновенныя уста Преп. Серафима?
Подлинно Мотовиловскiй текстъ, Нилусовской руки.

Вотъ расшыфровка С.А. Нилуса:

Чудомъ Преп. Серафима, по вѣрѣ моей, спасенный въ 1902 году отъ смерти, я въ началѣ лѣта того же года ѣздилъ въ Саровъ и Дивѣево благодарить Преподобнаго за свое спасеніе, и тамъ въ Дивѣево, съ благословенія великой дивѣевской старицы Игуменьи Маріи и по желанію Елены Ивановны Мотовиловой, я получилъ большой коробъ всякаго рода бумагъ, оставшихся послѣ смерти Николая Александровича Мотовилова, съ разными записями собственной руки его, и въ этихъ-то записяхъ я и обрѣлъ то безцѣнное сокровище, тотъ «умный бисеръ», который я называю «Дивѣевской Тайной»—тайной Преподобнаго Серафима, Саровскаго и всея Россіи Чудотворца. Передаю обрѣтенное словами записи.

«Великій старецъ, батюшка Отецъ Серафимъ,— такъ пишетъ Мотовиловъ,—говорилъ со мною о своей плоти (онъ плоти своей никогда мощами не называлъ), часто поминалъ имена благочестивѣйшаго Государя Николая, августѣйшихъ супруги его Александры Ѳеодоровны и матери—вдовствующей Императрицы Маріи Ѳеодоровны. Вспоминая Государя Николая, онъ всегда говорилъ: «Онъ въ душѣ христіанинъ».

Изъ разныхъ записокъ, частью въ тетрадяхъ, частью на клочкахъ бумаги, можно предположить, что Мотовиловымъ была приложена немалая энергія къ тому, чтобы прославленіе Преподобнаго было совершено еще въ царствованіе Николая I, при супрутѣ его Александрѣ Ѳеодоровнѣ и матери Маріи Ѳеодоровны. И велико было его разочарованіе, когда усилія его не увѣнчались успѣхомъ, вопреки, какъ могло тому казаться, предсказаніямъ Божьяго угодника, связавшаго прославленіе свое съ указаннымъ сочетаніемъ августѣйшихъ именъ.

Умеръ Мотовиловъ въ 1879 году, не дождавшись оправданія своей вѣры. Могло ли ему или кому нибудь другому прійти въ голову, что черезъ 48 лѣт послѣ смерти Николая I на престолѣ всероссійском въ точности повторятся тѣ же имена: Николая, Александры Ѳеодоровны и Маріи Ѳеодоровны, при которыхъ и состоится столь желаемое и предсказанное Мотовилову прославленіе великаго прозорливца Преподобнаго Серафима?..

ВЕЛИКАЯ ДИВѢЕВСКАЯ ТАЙНА

Н.А. Мотовилов. Фотография 1865 года.

Въ друтомъ мѣстѣ записокъ Мотовилова обрѣтена мнѳю и слѣдующая ВЕЛИКАЯ ДИВѢЕВСКАЯ ТАЙНА . «Неоднократно,— такъ пишетъ Мотовиловъ,—слышалъ я изъ устъ великаго утодника Божія, старца Отца Серафима, что онъ плотью своею въ Саровѣ лежать не будетъ. И вотъ однажды осмѣлился я спросить его:

—Вотъ Вы, Батюшка, все говорить изволите, что плотію Вашею Вы въ Саровѣ лежать не будете. Такъ нѣчто Васъ саровскіе отдадутъ?

На сіе Батюшка, пріятно улыбнувшись и взглянувъ на меня, изволилъ мнѣ отвѣтить такъ:

—Ахъ, Ваше Боголюбіе, Ваше Боголюбіе, какъ Вы! Ужъ на что Царь Петръ-то былъ царь изъ царей, а пожелалъ мощи Св. Благовѣрнаго Князя Александра Невскаго перенести изъ Владиміра въ Петербургъ, а Святыя мощи того не похотѣли.

—Какъ не похотѣли?—осмѣлился я возразить великому Старцу.—Какъ не похотѣли, когда онѣ въ Петербургѣ въ Александро-Невской Лаврѣ почиваютъ?

—Въ Александро-Невской Лаврѣ, говорите Вы? Какъ же это такъ? Во Владимірѣ онѣ почивали на вскрытіи, а въ Лаврѣ—подъ спудомъ. Почему такъ?— А потому,—сказалъ Батюшка,—что ихъ тамъ нѣтъ.

И много разпространившись по сему поводу своими Благоглаголивыми устами, Батюшка Серафимъ повѣдалъ мнѣ слѣдующее: «Мнѣ, Ваше Боголюбіе, убогому Серафиму, отъ Господа Бога положено житъ гораздо болѣе ста лѣтъ. Но такъ какъ къ тому времени архіереи русскіе такъ онечестивятся, что нечестіемъ своимъ превзойдутъ архіереевъ греческихъ во времена Ѳеодосія Юнѣйшаго, такъ что главному догмату вѣры Христовой, воскресенію, и вѣроватъ больше уже не будутъ, то Господу Богу благоугодно взятъ меня убогаго Серафима до времени отъ сея привременной жизни и посемъ воскреситъ, и воскресеніе мое будетъ аки воскресеніе седми отроковъ въ пещерѣ Охлонской во дни Ѳеодосія Юнѣйшаго».

Паломницы въ Дивѣевѣ на прославленіи Преп. Серафима въ 1903 году.

«Открывъ мнѣ,—пишеть далѣе Мотовиловъ,—сію великую и страшную тайну, великій Старецъ повѣдалъ мнѣ, что по воскресеніи своемъ онъ изъ Сарова перейдетъ въ Диеѣевъ и тамъ откроетъ проповѣдь всемірнаго покаянія. На проповѣдъ же ту, паче же на чудо воскресенія, соберется народу великое множество со всѣхъ концовъ земли, Дивѣевъ станетъ Лаврой, а Вертьяново—городомъ, а Арзамасъ—губерніей. И проповѣдуя въ Дивѣевгь покаяніе, Батюшка Серафимъ откроетъ въ немъ четверо мощей и по открытіи ихъ самъ между ними пятымъ ляжетъ. И тогда вскорѣ настанетъ конецъ всему».

Такова великая Дивѣевская благочестія тайна, открытая мною въ собственноручныхъ записяхъ Симбирскаго Совѣстнаго Судьи, Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великаго прозорливца чина пророческаго, Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Серафима Саровскаго и всея Руси Чудотворца.

Въ дополненіе къ тайнѣ этой вотъ, что лично я слышалъ изъ устъ 84-лѣтней Дивѣевской Игуменьи Маріи. Былъ я у нея въ началѣ Августа 1903 года, вслѣдъ за прославленіемъ Преп. Серафима и отъѣздомъ изъ Дивѣева Царской Семьи. Поздравляю ее съ оправданіемъ великой ея вѣры. (Матушка, построивъ Дивѣевскій соборъ, съ 1880 г. не освящала его лѣваго придѣла, вѣруя, согласно Дивѣевскимъ преданіямъ, что доживетъ до прославленія Старца Серафима и освятитъ придѣлъ во святое его имя). Поздравляю ее, а она мнѣ говоритъ:

—Да, мой батюшка Сергѣй Александровичъ, веліе это чудо, когда крестный ходъ-то, что теперь шелъ изъ Дивѣева въ Саровъ, пойдетъ изъ Сарова въ Дивѣевъ, а народу-то, какъ говаривалъ нашъ Угодничекъ-то Божій, Преподобный Серафимъ, что колосьевъ будетъ въ полѣ. Вотъ то-то будетъ чудо чудное, диво дивное.

— Какъ же это понимать, Матушка?— спросилъ я, на ту пору совершенно забывъ тогда уже мнѣ извѣстную великую Дивѣевскую тайну о воскресеніи Преподобнаго.

— А это кто доживетъ— тоть увидитъ,— отвѣтила мнѣ Игуменья Марія, пристально на меня взглянувъ и улыбнувшись.

Это было мое послѣднее на землѣ свиданіе съ великой носительницей Дивѣевскихъ преданій, той 12-ой начальницы, «Ушаковой родомъ», накоторой, по предсказанію Преп. Серафима, и устроился съ лишнимъ 30 лѣтъ послѣ его кончины Дивѣевскій монастырь, будущая Женская Лавра.

Черезъ годъ послѣ этого свиданія Игуменья Марія скончалась о Господѣ.

Сергѣй Апександровичъ Нилусъ