1. «ГОСПОДИ ІИСУСЕ ХРИСТЕ, ПОМИЛУЙ МЯ» - это тѣ 5 словъ, о которыхъ св. Апостолъ Павелъ говоритъ въ своемъ Первомъ Посланіи къ Коринѳянамъ (I Кор. 14-19). По ученію святоотеческому эти слова являются основой Молитвы Іисусовой, со временемъ принявшей немного удлиненную форму и ставшей главнымъ молит-веннымъ дыханіемъ всѣхъ монашествующихъ. Счи-Іая количество молитвъ, пустынники сперва пе-рекладывали каменія послѣ каждой молитвы съ одного мѣста на другое, но со временемъ замѣнили узлами на веревкѣ и такъ образовались чётки, числомъ по 100 на одной связкѣ. Перебирая такимъ ооразомъ чётки, монахи отсчитывали время, проведенное въ сосредоточенной молитвѣ и этимъ держались реальности, а то, уйдя въ сосредоточенную молитву безмолвія въ бесѣдѣ съ Богомъ, забывали объ окружающемъ. Имъ открывался потусторонній міръ, и они вкушали уже ангело-подобное житіе.
2. «ГОСПОДИ ІИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖІЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРѢШНАГО» это полный текстъ молитвы, ученіе о которой содержится во многихъ святоотеческихъ книгахъ. Пожалуй, главное собраніе изрѣченій о молитвѣ вообще и особенно объ Іисусовой молитвѣ и духовной жизни, необходимой для провожденія желающимъ усовершенствоваться въ подвигѣ молитвы, называется «ДОБРОТОЛЮБІЕ» (съ греческаго «Филокалія», т.е. любовь къ добру и красотѣ). Впервые оно появилось въ концѣ 18-го вѣка, въ собраніи разныхъ изрѣченій и цитатъ нашего соотечественника аѳнскаго подвижника Преп. Паисія Величковскаго (+1794). Изданный Святителемъ Макаріемъ Коринѳскимъ (+1805) въ Венеціи въ 1782 г., этотъ сборникъ, хотя и носитъ названіе «Филокалія», данное въ 4-омъ вѣкѣ Святителемъ Григоріемъ Богословомъ своему сборнику цитатъ Оригена, однако содержитъ изрѣченія разныхъ Отцовъ Церкви вплоть до самаго Свят. Григорія Паламы (+1359), главнаго защитника безмолвниковъ, т. е. исихастовъ.
3. МОЛИТВА IИСУСОВА называется «Умнымъ дѣлаінемъ» съ сохраненіемъ внутренней тишины, т. е. исихіи ‒ это кратчайшій путь ко спасенію. Является она также и главнымъ проводни-комъ подлиннаго христіанскаго мистицизма. не тро-нутаго гуманизмомъ. На Аѳонѣ греки сокращаютъ, пропускаютъ «мя грѣшнаго», а то и просто говорят: «Іисусъ, помилуй», но непремѣнно съ углубленіемъ въ сердцѣ и сохраненіемъ тамъ вниманія безъ воображенія: она называется «наука изъ наукъ», когда подвижникъ достигаетъ уже Богообщенія.
4. «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАСЪ» является дополнительной частью «Оптинскаго Правила 500», перенесеннаго изъ Рославльскихъ лѣсовъ, гдѣ формировались основатели знаменитаго скита при Оптиной пустыни, Моисей и Антоній, среди послѣдователей Паисіевыхъ учениковъ. Не разъ Сама Матерь Божія являлась съ помощью какъ, напримѣръ, было съ безмолвникомъ Никитой (+1793), когда Сама Богородица явилась въ день Благовѣщенія и пропѣла съ нимъ тропарь и помогла ему выжить страшный холодъ, голодъ и оставленность.
5. «СВ. АНГЕЛЕ ГОСПОДЕНЬ, ХРАНИТЕЛЮ МОЙ СВЯТЫЙ, МОЛИ БОГА О МНѢ». Такъ взывали молитвенники, вся жизнь которыхъ была по сути ангелоподобной; они бесѣдовали съ ангелами, какъ Преп. Германъ Аляскинскій (+1836) и др. Но и, конечно, падшіе ангелы ихъ не оставляли и всячески творили пакости и ставили козни бѣсовскіе. Исихастъ, борясь съ бѣсомъ унынія и малодушіемъ, утончается въ трезвѣніи «художественнаго дѣланія».
6. «ВСѢ СВЯТЫЕ, МОЛИТЕБОГА О НАСЪ». Такой молитвой заканчивается Оптинская Пятисотница, воспитавшая цѣлый вѣкъ великихъ Преподобныхъ Отцевъ, почти равносильныхъ древнимъ. За тысячелѣтіе Св. Руси русскій народъ явилъ міру также немало учителей исихазма «Русской Филокаліи», но полнаго собранія авторовъ еще не появилось. Новомученикъ Еп. Никодимъ Бѣлгородскій (+1918) составилъ изъ 50-ти Отцевъ 18-го ‒ 19-го вѣковъ «Старческіе Совѣты Отеческихъ Подвижниковъ Благочестія», изданные въ 1916 году.
Обнародованіе русскихъ исихастовъ » ‒ дѣло полезное для нашего времени, когда трезвеніе находится въ большой опасности отъ духа міра сего.
Господи, благослови.