Старец Василиск: о Иисусовой молитве Исихазм

Полный Текстъ Рукописи, Переписанной О. Софроніемъ (Сахаровымъ)
Святой старецъ-пустынножитель Василиск Сибирскiй

Послѣ 25-летняго общенія со Старцемъ Аѳонскимъ, Схимонахомъ Никодимомъ, Господь сподобилъ посѣтить его въ его ушеліи на крутыхъ утесахъ скалистаго южнаго берега Святой Горы, на Каруліи.

Старецъ хотѣлъ опубликоватъ молитвенный дневникъ своего Старца, Іеросхимонаха Ѳеодосія, и нужно было отредактироватъ его при личной бесѣдгъ, т.к. были существетые вопросы. Въ бесѣдѣ коснулись Старца Василиска и рукописи его о Молитвенныхъ Дѣйствіяхъ Іисусовой Молитвы, которая, очевидно, пропала вмѣстѣ съ разгромомъ женской обители недалеко отъ Москвы, гдѣ она храниласъ.

«Нѣтъ,— воскликнулъ О. Никодимъ, — она у меня естъ. Её переписалъ, но не всю, Отецъ Софроній, тотъ что о Силуанѣ писалъ, когда былъ тутъ у насъ на Карулѣ». Каково же было наше удивленіе, когда черезъ минуту онъ вручилъ намъ её. Она совсѣмъ неболъшаго размѣра.

Её не издавали изъ-за боязни, что для малоопытныхъ она можетъ плохо послужитъ, могутъ впасть въ прелестъ. Изъ-за такого опасенія её замалчивали.

Но О. Никодимъ сказалъ, что «неразумно изъ-за такои боязни лишатъ истинныхъ охотниковъ духовнаго дѣланія. Пусть всѣ знаютъ о Молитвѣ Іисусовой, хотя и единицы займутся всерьёзъ этимъ святымъ подвигомъ и тогда, достигшіе непрестанной молитвы, будутъ вымаливатъ свихнувшихся, а то вѣдь всѣ погружаются въ тину нерѣшителъности. И добавилъ, что вообще конецъ всему уже скоро прибліжается. Долго ли еще Аѳону устоять передъ такими усиленными натисками міра? Надо смѣло говоритъ объ Іисусовой Молитвѣ съ художественнымъ пріемомъ. Вообще церковные дѣла плохи (умноженіе ересей, новостилъники и т. д.). А молитва Іисусова устоитъ!

Мы писали О. Софронію въ Англію, даже ѣздили къ нему, но конца рукописи онъ такъ и не обнаружилъ за всѣ эти долгія годы. Толъко послѣ его смерти католики издали полностъю, и мы смогли пополнитъ её въ православномъ контекстѣ.

Надо имѣть въ виду, что проявленіе святости у Старца Василиска было явленіе крайне рѣдкое и не подлежитъ оно подражанію обыденному человѣку, ибо высокій уровенъ его возвышенной жизни былъ резулътатомъ огромнаго, почти сверхъчеловгъческаго подвига. Да не дерзаемъ слѣдовать ему, не покоривъ въ себтъ внѣшняго страстнаго человѣка. Печатаемъ же съ цѣлъю пролитъ болъше свѣта на милостъ Божію, содержащуюся въ сокровищницѣ Русскаго Исихазма.

Рукопись схим. Зосимы (Верховскаго)
о благодатныхъ дѣйствіяхъ умно-сердечной молитвы,
бывшихъ со старцемъ его и подвижникомъ О. Василискомъ.

Составлена сія рукопись Схимонахомъ Зосимою со словъ О. Василиска, который изъ любви къ ближнимъ не скрывалъ бывшей съ нимъ милости Божіей, и не только чистосердечно открывалъ всё своему искреннему другу духовному и сподвижнику Отцу Зосимѣ, но даже и рукопись послѣдняго самъ разсматривалъ и поправлялъ, съ завѣщаніемъ Отцу Зосимѣ — хранить тайну до его кончины, что послѣдній свято исполнилъ.

Находится сія рукопись въ Троице-Одигитріевой женской обители, устроенной О. Зосимою.

Старецъ Василискъ происходилъ родомъ изъ крестьянъ Тверской губерніи. Сначала подвизался въ Тамбовскихъ лѣсахъ, 10 лѣтъ послѣ того прожилъ въ Брянскихъ лѣсахъ, тогда ещё дремучихъ и непроходимыхъ, подъ руководствомъ Старца Іеромонаха Адріана, а по переходѣ послѣдняго въ Коневскую обитель три года прожилъ въ совершенномъ одиночествѣ. Затѣмъ, по настоянію своего духовнаго Отца и Старца, вышеназваннаго О. Адріана, перешелъ и онъ въ Коневскую обитель, въ скитъ пустынный ея, гдѣ прожилъ ещё 10 лѣтъ совмѣстно съ другомъ своимъ схимонахомъ Зосимою, тогда еше молодымъ подвижникомъ. Послѣ сего, по благословенію О. Адріана, оба они переселились въ Сибирскіе лѣса, въ Тобольскую губернію, близъ горола Туринска, гдѣ провели 24 года, хранимые благодатію Божіею отъ всѣхъ бѣдъ и напастей отъ дикихъ звѣрей. Впослѣдствіи Старецъ Василискъ поселился въ 8-ми верстахъ отъ устроеннаго его другомъ женскаго Туринскаго монастыря, гдѣ и скончался кончиною праведника 29-го Декабря 1824 г., незадолго передъ тѣмъ разлученный вслѣдствіе неправедныхъ гоненій со своимъ возлюбленнымъ другомъ О. Зосимою. который послѣ блаженной кончины своего Старца, потерпѣвъ ещё больше прежнихъ гоненіе и скорби, переселился наконецъ въ предѣлы въ 60-ти верстахъ отъ Москвы, въ Верейскомъ уѣздѣ. Умеръ Октября 24-го дня 1833 г. сей праведникъ, съ надеждою предалъ свою святую душу въ руки Господа, Ему же отъ юныхъ лѣтъ съ любовію и преданностью усердно сподобился послужить.

Старецъ Василискъ, сначала съ такою скорбью и трудомъ разлучившійся съ дорогою ему пустынною жизнію въ Брянскихъ лѣсахъ, вскорѣ былъ вознагражденъ за то, что оставилъ ради О. Зосимы свою пустыню и пустынниковъ-сподвижниковъ, отъ своего молодого духовнаго друга тѣмъ, что О. Зосима объявилъ ему ученіе о молитвѣ сердечной, семъ тайномъ сокровищѣ монашеской жизни, о чемъ О. Василискъ до того времени не зналъ при всей своей богоугодной подвижнической жизни. О. Зосима за короткое время своего пребыванія въ монастырѣ Коневскомъ (3 года) весьма преуспѣлъ въ духовной жизни, такъ что многіе называли его «младой Старецъ», въ отношеніи же понятій и разсужденій духовныхъ онъ превышалъ даже своего Старца Василиска, ибо по ученію и просвѣщенію ума своего былъ онъ уже болѣе свѣдущъ во всѣхъ писаніяхъ святыхъ.

О. Василискъ, узнавъ отъ О. Зосимы о священномъ умномъ дѣланіи, употребилъ все стараніе свое и усердіе по Богу въ семъ духовномъ упражненіи и весьма преуспѣвалъ въ благодатныхъ утѣшеніяхъ, за что ещё болѣе умножилась его любовь къ О. Зосимѣ, котораго онъ никакъ не хотѣлъ уже согласиться принять ни на степень сына, ни ученика, но имѣлъ его какъ искренняго духовнаго друга и брата возлюбленнаго и сотаинника. Отецъ же Зосима не уступалъ О. Василиску въ истинномъ смиреніи сердца, ибо всѣ свои познанія и разсужденія почиталъ за ничто въ сравненіи съ тою благодатью, которую ещё болѣе увидимъ въ О. Василискѣ отъ чудныхъ духовныхъ дѣйствій священной молитвы сердечной.

Хотя и О. Зосима, благодатью Божіею, тоже не безъ духовныхъ утѣшеній проходилъ священное дѣланіе умной молитвы, однако не имѣлъ такихъ великихъ и сильныхъ дѣйствій, какъ О. Василискъ. Впрочемъ. и сіе, несомнѣнно, по Божію смотрѣнію, ибо если бы О. Зосима былъ въ такомъ же устроеніи душевномъ отъ дѣйствія молитвы, какъ О. Василискъ, не находясь почти всегда въ восхищеніи ума къ Богу, онъ не былъ бы уже способнымъ къ другимъ душеспасительнымъ занятіямъ, а именно: руководству многихъ людей на пути спасенія, на что былъ избранъ и призванъ отъ Господа, какъ очевидно изъ его житія.

Повѣствованіе о благодатныхь дѣйствіяхъ умно-сердечной молитвы вь пустынножителѣ старцѣ Василискіъ, писанное ученикомъ и другомъ его Схимонахомъ Зосимою.

«Благоволеніемъ и милостію Господа Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа сподобился я, грѣшный и недостойный, изъ устъ Старца моего Василиска слышать то, что онъ, не утаивая любви ради моей къ нему, открывалъ мнѣ въ бесѣдахъ о благодатныхъ дѣйствіяхъ, бывающихъ съ нимъ во время умно-сердечной молитвы».

1. ПЕРВОЕ ДЕЙСТВIЕ: РАЗВИТIЕ ВЪ СЕРДЦЕ ЛЮБВИ.

Когда Старецъ узналъ объ этой сердечной молитвѣ (ибо раньше онъ о ней не вѣдалъ), весьма порадовался тому, что такое вниманіе есть средство удерживать умъ въ молитвѣ и только въ Божественныхъ размышленіяхъ пребывать. И такъ начавъ въ ней подвизаться, умножилъ свои молитвы до того, что въ полное изнеможеніе отъ долгаго въ ней стоянія пришелъ и довелъ себя до сердечной болѣзни, такъ что уже невозможно ему было не только заниматься сердечной молитвой, но и ни ходить, ни стоять, ни сидѣть отъ невыносимой боли сердца. Долгое время онъ провелъ въ постели, но едва болѣзнь отпустила его и онъ немного поправился, онъ опять усиленно углубился въ умное вниманіе сердечной молитвы. Замѣчая, что, занимаясь умной молитвой, онъ опускаетъ чтеніе и пѣніе псалтири и каноновъ, онъ недоумѣвалъ, угодно ли Богу такое его моленіе въ сидѣніи, и очень о томъ смущался, но не имѣлъ единодушнаго о Богѣ духовнаго сожителя, съ которымъ могъ бы о семъ разсуждать, кромѣ меня. Прибавивъ къ обычному своему воздержанію еще большее воздержаніе въ пишѣ и снѣ и усердно о томъ помолившись, онъ опятъ сѣлъ на молитву, какъ обычно, умильно умно Бога моля, когда вдругъ излилась въ его сердцѣ непостижимая сладость, сліянная съ любовью къ Единому Богу, и вмѣстѣ съ этимъ онъ забылъ обо всемъ на свѣтѣ и весьма этому необычайному утѣшенію удивился, какъ самъ повѣдалъ мнѣ, недостойному: «Настолько былъ услаждаемъ, какъ не надѣялся быть услаждаемъ и въ Царствіи Небесномъ». И съ тѣхъ поръ были ему разные дѣйствія внутри сердца.

(Преп. Варсонофій Великій и Іоаннъ говорить, что каждый дарь дается чрезъ скорби — см. «Отвѣть» № 264).

2. Иногда при чистой молитвѣ какъ бы нѣчто весьма хорошее и вкусное ѣсть.

(Такое испытывалъ Преп. Антипа Валаамскій — см. Житіе Преп. Верхотурскаго Ильи въ этомъ выпускѣ «Русскаго Паломника»).

3. Иногда якобы что-то изливается изъ сердца со сладостью.

4. Иногда кипитъ въ сердцѣ отъ чрезмѣрной сладости.

5. Иногда чувствуетъ себя настолько легкимъ, какъ воздушнымъ, и какъ будто бы радостно летающимъ.

(Въ описаніи Преп. Симеона Новаго Богослова о нѣкоемъ юношѣ Георгіи, кто, по преданію, былъ самъ Симеонь, есть ніьчто подобное.)

6. Иногда, разсуждая о сладостяхъ и утѣшеніяхъ, которые бываютъ ему, помышляетъ, что самого себя ими утѣшаетъ, а не Богу молится, такъ какъ умъ его углубляется въ сердцѣ, а не на небесахъ предъ Богомъ предстоитъ, и только восхотѣлъ умъ къ Богу вознести, какъ зритъ умъ свой, подобно облаку, возлетающимъ на небо къ Богу, и тогда въ сердцѣ пересталъ молиться, пока умъ не возвратился опять и не вошелъ въ сердцѣ.

(У Преп. Исихія Іерусалимскаго въ Словѣ «О Трезвѣніи и Молитвѣ» [Томъ I, гл. 35], толкуя Псаломъ 68, стихъ 34, говоритъ о подобномъ не въ переносномъ смысліъ, а изъ собственнаго опыта.)

7. Иногда размышляетъ о словесахъ Господнихъ въ Евангеліи самарянкѣ: «Иже піетъ отъ воды сія, юже Азъ дамъ, не вжаждется во вѣки, но вода, юже Азъ дамъ ему, будетъ въ немъ источникъ воды, текущій въ животъ вѣчный» (Ін. 4, 14), и отъ сего размышленія сладость великая разливается въ сердцѣ его.

8. Иногда о другихъ въ Евангеліи повѣствуемыхъ словесахъ размышляя, ощущалъ подобные сладостные дѣйствія, но ради множества оныхъ и сходственности не записывалъ.

9. Иногда, сидя долгое время въ единой молитвѣ углубленно часа 4 и долѣе, вдругъ внѣзапно возчувствуетъ неописуемую радость, услаждающую настолько, что уже болѣе и молитва не творится, но только чрезмѣрною любовью ко Христу пламенѣетъ.

(Преп. Исаакъ Сиринъ говоритъ, что когда Духъ Святый дѣйствуеть черезъ человѣка, тогда даже молчаливыя кости возрадуются славословіемъ кь Богу, по слову Псалма 34, 10 — см. с. 391).

10. Иногда, сидя долго, часа четырѣ или болѣе, углубясь въ одну только молитву, вдругъ неожиданно ощущалъ неуподобимо услаждавшую радость, такъ что и молитва переставала твориться, а чувствовалось одно только пламенѣніе чрезмѣрною любовію ко Христу.

11. Иногда отъ великаго внутренняго душевнаго радованія о Богѣ многія чувствуетъ въ сердцѣ сладости и любовь безмѣрную ко Христу и не находитъ словъ, какими именовать Господа нашего Іисуса Христа, ибо «молитвы Іисусовой» кажется ему мало. И такъ о томъ сожалѣетъ и болѣетъ оттого, что неизвѣстно ему, какъ эту молитву именовать, что бываетъ безъ молитвы, такъ какъ слова молитвы утаиваются и не видятся, а только единая сладость сильнѣе кипитъ и обурѣваетъ сердцѣ его и отъ чрезмѣрнаго рвенія преизливается вонъ изъ сердца, подобно рѣкѣ.

(Св. Каллисть, Патріархъ Царѣрадскій, въ своемь «Словѣ о Молитвѣ», описывая это состояніе, уподобляетъ «треблаженной водѣ», т.е. трезвенной душѣ, наполняющей внутренняго человѣка божественной влагой, а внѣшняго человѣка пламенемь.)

12. Иногда попытается вообразить Христа Господа младенцемъ и тогда весь сладостью исполняется.

13. Иногда отъ великой молитвенной сладости и въ утѣшеніе многое пребываетъ, сидя во вниманіи умнаго чистаго моленія, до 6-ти часовъ и болѣе.

14. Иногда отъ чрезмѣрной любви ко Господу Богу и размышленія о своемъ недостоинствѣ сами изъ очей слезы умилительныя истекаютъ.

15. Иногда отъ многой внутренней сладости и животворительной духовной радости внутри сердца слезы испускаются обильно.

16. Иногда приходитъ такая радость, что не только сердце, но и всѣ члены и составы преисполняетъ и во всей крови какъ бы кипитъ, и нѣтъ такого мѣста, въ которомъ бы не чувствовалась бы эта чудно дѣйствующая непостоянная сладость, до того, что сердце отъ нетерпѣнія дѣлается трепетно.

(Преп. Григорій Синаитъ вь Словѣ «О признакахъ благодати и прелести» дѣлаетъ различіе трепета, перваго, какъ начала премудрости, освѣжающаго душу радостью, а втораго какъ отупленія, поглащающаго воспалѣніемъ страстей.)

17. Иногда же не только сердце трепещетъ отъ таковыя умноженныя, неизреченныя и нестерпимыя сладости, радости и распаленныя любви къ Богу, но и все тѣло трепещетъ, колеблется, какъ при лихорадкѣ, но не болѣзненно, и такъ сильно колеблется всѣмъ тѣломъ, что едва сидѣть можетъ.

18. Иногда при таковой утѣшительной вышесказанной сладости и трепетѣ сердца и всего тѣла уже не имѣетъ молитвы, ниже силы молитися или власти ея производить, тѣмъ болѣе тогда бываетъ отрѣшенъ всѣхъ помышленій вѣка сего, и бываетъ уже безъ всего, только единой утѣшительной сладостью весь обліянъ или какъ бы погруженъ, и такъ весь въ чистотѣ предвзятъ и углубленъ въ любовь Божію.

(Преп. Исаакъ Сиринъ описываеть подобное состояніе въ Словѣ 23.)

19. Иногда самъ дремлетъ или обычно спитъ, а молитва сама собою въ сердцѣ усладительно дѣйствуетъ и явственно, иными словами чисто, въ сердцѣ гласитъ.

(Вь книгѣ «Пѣснь Пѣсней» сказано: «Я сплю, а сердце мое бдитъ (бодрствуетъ)», см. ученіе Преп. Антонія Великаго въ «Добротолюбіи», Томъ 1.)

20. Иногда съ иными разглагольствуетъ и разсуждаетъ о чемъ-нибудь, достойномъ вниманія, также когда ѣстъ, пьетъ, сидитъ или ходитъ, а молитва, непрестанно услаждая, въ сердцѣ сама творится.

(Апостолъ Павель въ Первомъ посланіи къ Ѳессалоникійцамъ (5, 17), заповѣдоваль: «Непрестанно молитесь».)

21. Иногда вопрошалъ Старца, какъ въ сердцѣ имѣть молитву, онъ отвѣчалъ такъ: «Нынѣ не вѣдаю, когда бы молитва въ сердцѣ не творилась».

22. Только ему отъ Бога сія молитва была дарована, какъ однажды восхотѣлъ онъ испытать себя, сможетъ ли онъ пребыть въ ней 12 часовъ, не вставая и не переставая бодрствовать, и не только не усталъ или изнемогъ или охладѣлъ, но сладость молитвенная, можетъ быть, еще удержалась бы долѣе, если бы я не прервалъ его приходомъ моимъ и не видѣлъ его измѣнившимся въ лицѣ, умиленнаго и обрадованнаго.

23. Иногда такая радостная сладость и утѣшеніе, палящее любовью Божіей, впадаетъ въ его сердцѣ, такъ что недоумѣваетъ, какими словами объяснить или къ чему примѣнить, потому и утаено сіе отъ меня, недостойнаго его ученика.

24. Иногда, наивеличайшей любовью ко Христу и сладостью объятъ будучи, отъ сильнаго онаго дѣйствія ощутительно чувствуетъ, яко Самаго Христа Господа во образѣ младенца, въ сердцѣ своемъ.

25. Иногда отъ превеликія ко Христу любви и отъ неизрѣченныя сладости, радости съ утѣшеніемъ, и отъ таковаго совокупнаго съ сильнымъ ощущеніемъ дѣйствія уже не младенствующаго Господа, но въ совершенномъ возрастѣ пребывающаго на земли, чувствительно объемлетъ въ сердцѣ, яко друга, Христа Господа. И сіе дѣйствіе находитъ не отъ воображенія, ибо онъ, будучи весьма смиренъ, никогда не дерзалъ помышлять о сёмъ, чтобы явился ему Христосъ Господь Богъ.

(Преп. Симеонъ Новый Богословъ часто говорить о видѣніи Христа, напр. гл. 2 и 13.)

26. Иногда изъ всѣхъ жилъ и составовъ и костей очень ощутительно и явственно, какъ нѣкія источники безсмертной сладости, текутъ въ сердцѣ съ ощущеніемъ благодати, милостію Божіей: и хотя отъ великаго своего смиренія не принималъ, но отвергалъ это, но поневолѣ ощущалъ таковое извѣщеніе.

27. Иногда изъ сердца подобнымъ образомъ изливается таковая же сладость и съ таковымъ же извѣщеніемъ (ощущеніемъ) во всѣ члены, жилы и составы.

(Многіе Отцы Церкви говорятъ о такомь изліяніи благодати, напр. Преп. Симеонъ Новый Богословь и Преп. Исаакь Сиринъ въ Словѣ 68.)

28. Иногда, сидя и углубясь въ молитвѣ, побѣждается естественнымъ изнеможеніемъ и усыпаетъ тонкимъ сномъ и бываетъ въ видѣніяхъ различныхъ духовныхъ, отъ нихъ же изъ многихъ сіе памяти достойно: зритъ, яко носитъ младенствующаго Господа нашего Іисуса Христа и повелѣвается ему едино сіе имѣти дѣло— носити Христа, пока не возраститъ, т.е. всю жизнь до смерти, хотя бы и пришлось принять ради Него поношенія, но Онъ, Господь Самъ, сохранитъ его. И такъ пробудившись, отъ радости и любви и благодарности къ Богу многія долго проливаетъ слёзы.

Ещё иногда созерцаетъ рай, т. е. утѣшительныя, несказанныя красоты, жилища и дома, и мѣста. И умилившись, много слезъ проливаетъ. Такъ же иногда видитъ страшные и разнообразные мѣста пытокъ и мученій и муки и, опечалившись, надолго заплачетъ. Въ подобныхъ сонныхъ видѣніяхъ иногда бываетъ ему открыто будущее воздаяніе грѣшнымъ и праведнымъ, но, не умѣя объяснить, говоритъ, что неисповѣдима страшная участь и нестерпимая лютость грѣшникамъ и неизрѣченная сладость и радость праведнымъ. Иногда же предузнавалъ и нѣкоторыя перемѣны въ своей жизни и другихъ Отцевъ, которыя по времени и исполнялись.

29. Иногда отъ долгаго сидѣнія возболитъ сердцѣ и самъ весь изнеможетъ и, уже не чая получить нѣкое дѣйствіе, бываемое отъ молитвы, и не имѣя силъ долѣе молитву продолжать, вдругъ нечаянно нападаетъ дѣйствіе молитвы съ неизрѣченными утъшеніями, и тогда вся болѣзнь исчезаетъ, и сердцѣ здорово, и тѣло сильно, и молитва чистѣйшая истекаетъ съ яснымъ выраженіемъ молитвенныхъ словъ. («Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго».)

30. Иногда весьма жаждетъ и тщится изобрѣсти нѣкое Божественное размышленіе, которымъ бы возмогъ произвести въ себѣ молитвенное дѣйствіе, и этого ради усиленнымъ вниманіемъ чиствйше внѣмлетъ, умомъ припадая къ Богу внутри сердца своего. Но всѣ подобные усилія свои видя тщетными, поясняетъ, что бываемые съ нимъ дѣйствія происходятъ не иначе какъ по милости Божіей.

(Святитель Ѳеофанъ говоритъ, что Дѣйствіе Духа Святаго невозможно вызвать сознательно своимъ усиліемъ.)

31. Было единожды, яко свѣтъ, осѣняя надъ главою и распространяясь, къ небесамъ простирался и по оному свѣту являлись цвѣты наподобіе прекрасныхъ маковъ, не знаетъ, чему ещё уподобить оные, и не могъ тогда молитвы производить отъ чрезмѣрнаго углубленія, вверженія и кипѣнія въ сердцѣ и во всёмъ тѣлѣ, и отъ нестерпѣнія великія сжиманія творилъ, не вмѣщая обилія той сладости. И начало умаляться и утихать видѣніе свѣта так же, какъ во время стужи, не стерпѣвая отъ охватившей тѣло и сердцѣ иной сладости, также крѣпкія сжиманія производилъ и все болыпе и больше, и начали услаждать, умножаясь. И сердцѣ какъ бы распространилось наподобіе великаго горна и наполнилось жара огненнаго, чему удивляясь и недоумѣвая, что творитъ, приложилъ палецъ правой руки къ сердцу, отчего палецъ опалился болѣзненно. Онъ немедленно отнялъ руку прочь и размышляетъ про себя, что же будетъ дальше, и пока онъ думалъ объ этомъ, какъ бы мрачное облако начало находить на этотъ жаръ. Онъ, видя это, помыслилъ: «Видно, уже болѣе мнѣ отъ милости Божіей ничего не дастся и отнято все отъ меня, грѣшнаго». Какъ стала болѣе умножаться темнота и по семъ все исчезло и молитва со сладостью прекратилась и долго не творилась, и понемногу опять пошла по обычаю. По возстаніи отъ молитвы нѣсколько дней болѣлъ еще опаленный палецъ, какъ это бываетъ при ожогахъ. И не могъ бывшей въ семъ дѣйствіи сладости отмѣнной ни уподобить чему, ни описать, ни наименовать, и прочихъ дѣйствій услажденія иначе объяснить не можетъ, какъ только именуетъ «сладость».

(Апостолъ Павелъ къ Еврѣемъ говоритъ: «Богь нашъ есть огонъ поядающій (12, 29). А Преп. Илія Екдикъ пресвитеръ пишетъ въ «Добротолюбіи» такъ: «Когда душа, упразднившись отъ всего внѣшняго, сочетается сь молитвою, тогда какъ бы пламя нѣкое окружаетъ её и дѣлаетъ её всю, какъ желѣзо, огнёмъ проникнутою. И тогда душа только бываетъ неприкосновенною, подобно раскаленному желѣзу, для всего сторонняго» (103). Египетскій пустынникъ описываеть подобное, какъ изложено вь «Житіяхь Пустынныхъ Отцевъ».)

32. Во время услаждающей молитвы чувствуетъ иногда какъ бы нѣкое благовоніе (хотя отъ природы, по естеству, имѣлъ обоняніе нечувствительное), но во время молитвы ощущаетъ весьма благоуханіе, наподобіе нѣкихъ благовонныхъ духовъ ароматныхъ, цвѣтовъ и ягодъ или благовоннаго ладана, и еще явственнѣе хотѣлъ было описатъ ощущаемое благовоніе, но не вѣдаетъ, чему уподобить, ибо кажется ему это благоуханіе душистѣе и пріятнѣе многоцѣннаго мѵра и подобное благоуханіе часто ему бываетъ.

(Апостолъ Павелъ говоритъ во Второмъ Посланіи къ Коринѳянамъ (2, 14), что Богъ даетъ во Христѣ «благоуханіе познанія о Себѣ» и что запахъ живительный на жизнь. Преподобные Сергій Радонежскій и Германъ Аляскинскій оба при смерти заблагоухали небеснымъ ароматомь, что обоняли присутствующіе ихъ ученики.)

33. Какъ только дано ему было отъ Бога дѣланіе этой молитвы, такъ что почти все время днемъ и ночью въ ней проводитъ, того ради оставилъ и умалилъ всякое рукодѣліе.

34. Иногда, потребы ради нѣкія возстать желая, окончить свое моленіе стоя, обычнымъ малымъ чтеніемъ, и тщится вниманіемъ удержать свой умъ въ содержаніи прочитываемого, но не можетъ, поскольку сама собою молитва «Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій» влечетъ вниманіе къ себѣ внутрь сердца явственно и чисто, съ услажденіемъ и не чувственно, какъ бы невольно отводя память отъ читаемаго.

35. Иногда, бывая празденъ и стоя, думаетъ, какое бы дѣло дѣлать, и тутъ же чувствуетъ дѣйствующую молитву въ сердцѣ съ услажденіемъ и какъ бы влекущую его единою ею заниматься.

36. Однажды пожелалъ изъ любви мучимымъ быть за Христа и въ это время, воздремавъ на молитвѣ, видитъ, что это предстоитъ ему, «если будетъ плакать и скорбѣть».

37. Иногда такой бываетъ въ сердцѣ трепетъ отъ великаго кипѣнія въ сердцѣ и во всемъ тѣлѣ, какъ бы волнующая сладость, такъ что едва отъ сильнаго колебанія можетъ сидѣть и до того умучится безмѣрнымъ колебленнымъ трепетаніемъ, дѣйствующимъ отъ несказанной сладости и радости и утѣшенія, происходящихъ отъ любви наичувствительнѣйшей къ Христу, отъ иныхъ непостижимыхъ, новыхъ чудныхъ наслажденій, такъ что и головы не въ силахъ держать, обычно также и руки и ноги отъ слабости по прекращеніи трепета имѣетъ опущенныя, голову, какъ бы привязанную и лишенную собственной силы, не можетъ утвердиться въ своемъ положеніи, но отъ слабости на всѣ стороны склоняется. Но по утѣшеніи вскорѣ вдругъ отходитъ слабость эта отъ него и возвращается обычная сила и крѣпость.

(Объ этомъ сладостномъ колебаніи и трепетѣ, часто появлявшимся у Старца Василиска, упоминается у Апостола Павла въ Посланіи кь Римлянамь (8, 26): «Мы не знаемъ, о чемъ молиться, какъ должно (молиться), но Самь Духъ ходатайствуетъ за нась воздыханіями неизрѣченными». Святитель Ѳеофанъ изъ своего опыта подтверждаетъ это блаженное страданіе, а Преп. Григорій Синаитъ въ 4-омъ томѣ греческой «Филокаліи» указываетъ два вида: спокойное колебаніе и великій трепетъ; первое какь бы ВЗДЫХАНІЕ духа, безсловесно ходатайствующаго за насъ Богу; а второе, онь описываетъ намъ ВЗЫГРАНІЕ живаго сердца, какъ бы пареніе въ области Божества.)

38. Иногда, будучи одержимъ безмѣрною сладчайшею ко Христу любовью, ощущаетъ чувственно Самаго Господа нашего Іисуса Христа въ подобіи человѣческомъ въ своемъ разпространенномъ сердцѣ и его лобзаніемъ утѣшается и тѣмъ прохлаждаетъ страждущее необычною сладостью сердце свое.

39. Иногда бываетъ пораженъ нестерпимой сладостью, такъ что не вѣдаетъ, какими словами изъяснить свое страданіе, рѣче: «Яко бы бы копьемъ пронзено сердцѣ». Сколь несносна и нестерпима эта болѣзнь, столь же нестерпимую сладость и радость самоутѣшительную ощущаетъ онъ въ своемъ сердцѣ, отчего и приходитъ оно внѣ себя.

40. Единожды, лежа на обычномъ своемъ прискорбномъ одрѣ, съ вниманіемъ и производимой отъ него молитвой, внѣзапно вдругъ возчувствовалъ въ сердцѣ и во всемъ себѣ сладость, усомнившись о такой необычной сладости, стремительно во множествѣ напавшей на него, возсталъ на сидѣніе, но, сидя, не ощущалъ таковой.

(Св. Еѵангелистъ Іоаннь Богословъ: «Духь дышетъ, гдѣ хочетъ, и голось его слышишь, а не знаешь, откуда приходитъ и куда уходитъ: такъ бываетъ со всякимь рожденнымъ отъ Духа» [1н. 3,8].)

41. Иногда, будучи превзятъ обычнымъ утѣшеніемъ въ сладости, созерцалъ источникъ текущей сладости одинъ въ сердцѣ, отъ правыя стороны текущій, а другій изъ сердца льющійся наподобіе желтаго чистаго мёда, и подъ оный, исходящій изъ сердца, подставляемъ былъ стаканъ, и по наполненіи его сладостью, подобной желтому мёду, другіе стаканы были подставляемы. На все же сіе онъ умне съ трезвенностью смотрѣлъ съ удивленіемъ, былъ духомъ въ благодарности ко Господу Богу и утѣшался.

42. Съ начала сидѣнія примѣрно часъ ощущалъ разнообразные движенія и дѣйствія, съ обычной сладостью въ мѣру, но потомъ пришла большая сладость и утѣшеніе, и уже онъ молитву творилъ въ несказанной сладости со отъятіемъ всѣхъ отъ сего свѣта помышленій. И таковая умноженная сладость продолжалась почти часъ и по утишеніи её и молитва переставала и сладость умалялась, по прекращеніи же всего какъ бы дыханіе нѣкое, наподобіе вѣтра или воздуха, ощутило сердцѣ.

(Преп. Гавріиль Псковскій и Казанскій имѣлъ нѣчто подобное: лежа на одрѣ болѣзни, онъ имѣлъ видѣніе нѣкоего голубя, который овѣвалъ его небес-нымъ сладостнымъ віътромъ, подавая бодрость, паря надь нимъ немного выше его лица [«Единъ отъ Древнихъ», авторъ О. Симеонъ Холмогоровъ.] См. житіе Преп. Парѳенія Кіевскаго.)

43. Иногда, сидя и внимая молитвѣ и всеусиленно понуждая внимательно умъ свой углубиться внутрь единаго сердца своего и такъ держа его неослабно, отнюдь не попуская ему парить или изыдти изъ сердца, отчего сердце, не стерпѣвая, начнетъ трепетать и колебаться и мѣтаться во всѣ стороны и отъ такого великаго возмущенія сердце обливается сильною сладостью, и посемъ сердцѣ подвергается какъ бы кипѣнію и инымъ необычнымъ ощущеніямъ, непостижимымъ уму и неизъяснимымъ словами. и потому наименованныхъ «необычною сладостью», въ которой пламенѣлъ любовью къ Богу.

44. Однажды произошло слѣдующее: сидя долгое время, онъ всталъ, желая посѣтить своего ученика и друга, но внѣзапно почувствовалъ необычное въ безмѣрной сладости подвиженіе во всёмъ себѣ, и особенно въ сердцѣ, и необычно чувствительную молитву, творящуюся весьма явственно, чего ради и сталъ внимать, и вскорѣ начали являться вь сердцѣ многая сладость какъ бы сгущенная, которая съ произнесеніемъ сердечной Іисусовой молитвы разсыпалась внутри сердца, и долго смотрѣлъ на это съ удивленіемъ и утѣшеніемъ, ощущая все болѣе увеличивающуюся въ немъ необычную сладость, отчего и простирался весь горящею любовію ко Господу Богу и размышлялъ въ себѣ, чему бы уподобить оную разсыпающуюся сладость, но не найдя сходственнаго уподобленія, такъ сказалъ мнѣ, что это какъ бы наподобіе орѣховаго ядра, отъ кусанія разсыпающегося. А когда сладость разсыплется, сердце еще болѣе разпространяется и около молитвы какъ бы свѣтъ находитъ и множается, сердце же еще пространнѣе разпротраняется и до того услаждается этимъ страшнымъ дѣйствіемъ, что приходитъ какъ бы въ забытье, и невѣдомо какъ самъ весь вошелъ въ сердцѣ и свѣтъ этотъ, ибо сердце его чрезмѣрно разспространеннымъ ему показалось.

45. Иногда сидѣлъ и сонъ его одолѣвалъ такъ, что и молитва терялась, пробудясь же, видитъ опять молитву въ себѣ, творимую со услажденіемъ обычнымъ.

(Преп. Исаакь Сиринъ въ 37-омъ Словѣ говорить подобное.)

46. Бываетъ иногда, вдругъ молитва умолкнетъ и сердце утихнетъ и такъ затаится, какъ бы и вовсѣ его нѣтъ, даже и естественное его біеніе престанетъ. Умно въ сердцѣ смотря, хочетъ молитву произнести, но нѣтъ молитвы, не показывается и не чувствуется, только единою сладостью бывает весь объятъ.

47. Однажды, при подобномъ болѣзненному, великомъ трепетѣ чувствовалъ кипѣніе сладости въ своемъ сердцѣ, но вскорѣ остановилось это трепетное движеніе и молитва, и трепетъ сердца утихъ, подобно тому, какъ кто-либо въ лодкѣ на веслахъ плыветъ и вдругъ грести перестанетъ. По утомленіи молитвы, сладости и трепета началъ пламень нѣкій охватывать сердце непостижимой сладостью или какъ бы нѣкій воздухъ наполнялъ его неизрѣченной, немыслимой и утѣшительной о Бозѣ сладостью, и отчего всё тѣло сильно распалилось, такъ что даже потъ нашелъ.

(Святитель Каллистъ Патр. Царьградскій: «Потъ во время молитвы есть доказательство присутствія дѣйствія благодати».)

48. Сидя долгое время, со тщаніемъ понуждая себя къ внимательной великой молитвѣ, которая начала умножаться и являться болѣе и болѣе и вскорѣ объяла его съ сильнымъ колебаніемъ и трепетомъ всего тѣла, съ неизглаголанной сладостью, а болѣе всего чувствовалъ въ сердцѣ и груди сильное терзаніе, которое, однако, не было болѣзненнымъ, равно и прочимъ членамъ тѣла это не приносило ни разслаблѣнія, ни озноба, какъ бываетъ при великомъ трепетѣ всего тѣла, ни изнеможенія, но было здраво, легко и радостно, и услаждало новымъ утѣшеніемъ, но вдругъ остановилось и стало раздѣляться надвое въ тѣлѣ его, т. е. въ правой половинѣ въ головѣ и груди, даже до ноги онъ мало чувствовалъ сладости, напротивъ въ лѣвой сторонѣ всего тѣла отъ сильнаго въ этой сторонѣ сердечнаго трепета особенно углубилось чрезмѣрное ВОЛНѢНІЕ, и трепетъ нашёлъ на сердцѣ, умножившись до нестерпимаго рвенія и терзанія, и сосецъ началъ двигаться отъ сладкаго утѣшенія о Господѣ, наподобіе какъ бы кто рукой его хваталъ, хотя прочь отторгнуть. Затѣмъ начало уменьшаться мало-помалу и сіе дѣйствіе, дольше всѣхъ прежде упомянутыхъ продолжавшееся отъ разсвѣта до трапезнаго времени.

(Однимъ изъ образовъ, примѣняемых у Святыхъ Отцовъ къ идеѣ паренія духа, изступленія, была метафора волнь: такь и у Свят. Ѳеофана Затворника въ «Пути ко Спасенію». Преп. Григорій Синаитъ въ «Добротолюбіи» уподобляетъ такъ же благодать волнам, но вообще у него всё больше совѣты, какь бороться со страстьми и о такой высокой матеріи мало. Преп. Макарій Оптинскій вообще не совѣтовалъ страстнымь «парить», ибо можно, поднявшисъ, легко упасть. А кто изъ нась безстрастный?)

Рукопись, съ которой переписана сія, послѣ 48-го дѣйствія имѣетъ слѣдующую надпись:

«По случаю переписка этой рукописи окончилась 48-мъ дѣйствіемъ, а подлинная рукопись заключаетъ въ себѣ 75 различныхъ благодатныхъ дѣйствій, которые испытывалъ старецъ Василискъ во время умносердечной молитвы.

Св. Аѳонъ
Августа 1-го дня 1899 г.
Переписалъ I. С. въ маѣ мѣсяцѣ 1931 г».
Іеромонахъ Софроній Сахаровъ.

Продолженіе послѣдуетъ, когда найдется подлинный текстъ а не въ русскомъ переводѣ, т.е. не точные слова Преп. Зосимы, уже прославленнаго св. Церковъю и ставшего Учителемъ Церкви.