О. Владимир Шикин Современный Патерик

О. Владимир Шикин
У Преп. Серафима Саровскаго были беззавѣтно преданные ему «служки», смиренно исполняющiе Серафимово «вскапыванiе» и раздѣлыванiе духовной почвы Св. Руси. Были у него, какъ при жизни земной, такъ и послѣ нѣя: Мишенька Мантуровъ, Н. А. Мотовиловъ, Антонiй Муромскiй, Iона Кiевскiй, Сергiй Нилусъ и другiе. Но вотъ, и послѣ страшнаго разрушительнаго лихолѣтiя, бурана русскихъ страстей, когда казалось, что все уже снесено безвозвратно, вернулся, как обѣщалъ, Преп. Серафимъ въ своихъ мощахъ восвояси, и снова появились его служки, и снова возвращается къ жизни Саровское преданiе. Вотъ обликъ новаго служки Серафимова О. Владимiра и его краткая ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ.

«МАША И ДУБРОВСКIЙ»

Провѣряйте богоугодность всякаго дѣла.
О. Владимiръ

Iеромонахъ Владимiръ — Шикинъ Владимiръ Николаевичъ родился 25-го Iюня 1947 г. въ Тамбовской области, селѣ Нижняя Ярославка, въ семьѣ учителей. Послѣ окончанiя средней школы поступилъ въ Воронежскiй монтажный техникумъ; по окончанiи его, послѣ нѣсколькихъ попытокъ, поступилъ въ Московскiй Госуниверситетъ на факультетъ журналистики. Въ годы учебы увлекался изученiемъ зарубежныхъ и русскихъ философовъ: Соловьева, Бердяева, Булгакова, Флоренскаго, Лосева. Постепенно приходилъ къ осознанiю православiя какъ единственно возможнаго истиннаго вѣроисповѣданiя. По окончанiи университета былъ сотрудникомъ газеты «Труд» и другихъ общественно-политическихъ издательствъ. Но искреннее и правдивое сердце батюшки (будущаго) не могло ужиться съ ложью совѣтской идеологiи. Онъ бросаетъ журналистскую работу и устраивается работать дворникомъ на извѣстной Московской улицѣ Срѣтенка. Здѣсь въ одномъ изъ домовъ, на первомъ этажѣ, въ его маленькой комнаткѣ собиралась одаренная творческая молодежь Москвы — писатели, поэты непризнаваемые и непробившiеся и не желавшiе воспѣвать соцiалистическiй строй. Вотъ что вспоминаетъ его Матушка, Ирина Шикина:

«Я въ то время не знала О. Владимiра, но друзья разсказываютъ, что это было время его бурной писательской дѣятельности. Его прозу — замѣчательные разсказы друзья предлагали переправить заграницу для изданiя, большой романъ такъ и остался недописанъ. Дипломную работу Владимiръ писалъ по Достоевскому, этотъ писатель остался самымъ любимымъ на всю жизнь. По метафоричности языка проза его была близка Андрею Платонову. Одинъ из друзей какъ-то въ разговорѣ мнѣ сказалъ: «Твоего мужа мы въ своихъ писательскихъ кругахъ называли «русскiй Кафка». Но, какъ извѣстно, Кафка — это гротескъ, уродство, мракъ... Безусловно, боль и безысходность тогдашняго брежневскаго застоя болѣзненно дѣйствовали на Владимiра, это и выражалось въ творчествѣ...

Пару лѣтъ продворничавъ, онъ былъ обманутъ какими-то ушлыми татарами, такъ же желавшими получить московскую прописку, которую предоставляли дворникамъ. Уставъ от московской суеты, онъ рѣшительно уѣзжаетъ въ тамбовскую деревню, на родину, учительствовать. Два года преподаетъ въ школѣ исторiю, литературу, русскiй языкъ. Затѣмъ тоска по общенiю съ близкими по духу даетъ знать, и онъ возвращается въ Москву. Къ моменту нашей встрѣчи въ столовой моей родной консерваторiи у Владимiра не было ни жилья, ни работы. Жилъ на кухнѣ въ семьѣ у друга-сокурсника по университету, журналиста, а потом тоже священника Бориса Украинцева.

Наша встрѣча съ Владимiромъ произошла 29-го Марта 1984 г. въ пустой консерваторской столовой, гдѣ передъ закрытiемъ кромѣ меня было нѣсколько человѣкъ. Владимiръ почему-то сѣлъ за мой столикъ, взявъ ѣду изъ раздаточной.

«У Васъ вѣдь здѣсь свободно?» — спросилъ.

«Да, конечно, только вотъ эти тарелки отнесите и мою грязную, вотъ эту,» — отвѣтила я, непринужденно вступивъ въ бесѣду. Отнеся грязную посуду на мойку, Володя вернулся и сѣлъ напротивъ. Я увидѣла въ его тарелкахъ только гарниры и салаты, спросила:

«Вы тоже мяса не ѣдите?»

«Да, вѣдь сейчасъ Великiй постъ», — серьезно отвѣтилъ онъ.

«Я тоже не ѣмъ, — сказала я, — я йогой занимаюсь, буддизмъ изучаю».

«А зачѣмъ это Вамъ? Вѣдь Вы же русская, небось крещенная, православная?» — строго спросилъ Владимiръ. Такимъ образомъ нашъ разговоръ пошелъ въ руслѣ религiозной тематики. Мы такъ заговорились, что насъ уже стали выгонять изъ столовой, она закрывалась. Мнѣ надо было убѣгать на свои преподавательскiе уроки, и Владимiръ спросилъ:

«А какъ я могу Васъ еще увидѣть?»

«У меня нѣтъ, къ сожалѣнiю, телефона, я живу въ Подмосковьѣ, но можете мнѣ написать записку, на второмъ этажѣ у насъ алфавитные ящики...»

«Хорошо, значитъ, я буду Ваша Маша, а Вы — мой Дубровскiй».

Впослѣдствiи мы часто со смѣхомъ вспоминали эту его фразу, такъ какъ по жизни и получилось, что все внѣшнее, дѣловое, организацiонныя дѣйствiя приходилось совершать мнѣ. Въ эпистолярномъ жанрѣ Владимiръ былъ непревзойденный мастеръ, и въ скоромъ времени его письма окончательно покорили мое сердце.

О. Iеромонахъ Владимиръ съ сыном Арсенiемъ, незадолго до смерти, надъ ними икона Царя-Мученика, копия плачущей.

Въ Сентябрѣ 1984 года мы поженились. Черезъ годъ родился сынъ Арсенiй. Мы переѣхали изъ моей шумной однокомнатной квартиры въ тихiй сельскiй домъ въ подмосковномъ поселкѣ Салтыковка. Здѣсь въ трехъ километрахъ находился Николо-Архангельскiй храмъ съ придѣломъ въ честь Преп. Серафима Саровскаго. Сюда мы стали частенько ходить, здѣсь обвѣнчались. Я продолжала бурную концертную дѣятельность, поэтому съ дѣтьми сидѣлъ мужъ, писалъ журналистскiе матерiалы, въ основномъ по экологiи и на религiозную тему, получая небольшiе гонорары за публикацiи въ журналахъ. Въ 1991 году я съ друзьями уѣхала въ Ригу, въ женскiй монастырь, находящiйся въ Елгавѣ. Здѣсь произошла рѣшающая встрѣча съ моимъ будущимъ духовникомъ Архимандритомъ Петромъ, состоялась грандiозная исповѣдь, и въ душѣ произошелъ полный переворотъ. Вернувшись въ Москву, я бросила концертную дѣятельность. Одновременно въ Январѣ обнаруживаются мощи Преп. Серафима. Вскорѣ мы прочитали «Лѣтопись Серафимо-Дивѣевскаго монастыря», лѣтомъ я попадаю въ Дивѣево (еще до перенесенiя мощей) и окончательно понимаю, что мы должны здѣсь жить, и что дальнѣйшая наша судьба будетъ связана съ этимъ мѣстомъ и съ Преподобнымъ Серафимомъ…

2. КЪ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ

Тихiй нѣжный шёпотъ падающаго снѣга
слышатъ ангелы, дѣтки, птички и поэты.
О. Владимiръ

По душевному складу будущiй О. Владимiръ былъ поэтомъ, душа котораго, разъ принявшая православное мiроощущенiе, тяготилась мiрскимъ пониманiемъ жизни. И супруга его, хотя и болѣе практичная натура, оказалась ему какъ разъ въ пару. Она была талантливой скрипачкой съ большимъ будущимъ и владѣлицей цѣнной и дорогой итальянской скрипки. Ей приходилось ѣздить и выступать съ оркестромъ, а мужъ оставался дома съ дѣтьми и писалъ работы. Въ его духовномъ становленiи огромное значенiе имѣла встрѣча съ Архимандритомъ Iосифомъ (Сафоновымъ). Молчаливый старецъ служилъ въ Успенскомъ храмѣ села Внуто Новгородской области. Многiе годы онъ провелъ въ тюрьмахъ и лагеряхъ, прошелъ Соловки, и даже на зарѣ перестройки пришлось многострадальному монаху опять быть въ заточенiи. Зовъ Преп. Серафима услыхали они, дабы переѣхать къ нему поближѣ. Рѣшили продать дорогую скрипку, а деньги пожертвовать на возстановленiе обители, и они переѣхали, продали и переѣхали.

О. Дiаконъ Владимiръ со Схимонахиней Маргаритой, послѣдней сестрой старого Дивѣева.

Начался новый перiодъ: строительство храма, приготовленiе къ священству, и въ 1993 г. О. Владимiръ былъ рукоположенъ въ священники для Дивѣевской обители. Съ первыхъ же дней назначенiя онъ всего себя отдавалъ служенiю Богу и людямъ. Себя онъ не щадилъ, отдавалъ щедро и безъ остатка: большую часть времени находился въ храмѣ, служа, исповѣдуя, наставляя, утѣшая — безъ устали. У него была стремительная походка-полубѣгъ, столько жизни и энергiи, онъ спѣшилъ сдѣлать какъ можно больше, раскрыть тайну нашего спасения, вдохновить силой Христовой и послужить Преп. Серафиму. Ему какъ бы открылись Небеса, и Богъ чудодѣйствовалъ въ немъ. Вотъ что пишетъ близкiй ему человѣкъ (Н. Зотова):

«Попадая въ Четвертый Удѣлъ Божiей Матери на землѣ, Серафимо-Дивѣевскую Обитель, глубоко почитая память великаго Угодника Божiя Серафима Саровскаго, каждый православный человѣкъ ожидаетъ встрѣтить здѣсь носителей духа любви и жертвеннаго служенiя. Таковымъ въ наши дни Богъ явилъ О. Владимiра. Личность его была настолько яркая и неповторимая, что никого не оставляла равнодушнымъ, его или любили, или раздражались имъ. Многiе, кто попадалъ къ нему на исповѣдь, будь то мiрскiе люди, священники или монахи, не могли этого забыть. Онъ вскрывалъ такiя глубины въ человѣкѣ, о которыхъ тотъ и не догадывался, и происходило не формальное перечисление грѣховъ, а глубокое покаянiе.

Можно было увидѣть такую картину: у аналоя, гдѣ происходитъ исповѣдь, О. Владимiръ и молодой человѣкъ кладутъ земные поклоны. Вотъ уже парень выдохся и остановился, а Батюшка все кладетъ и кладетъ... Раба Божiя Наталiя первый разъ пришла на исповѣдь и не знала, что говорить, а Батюшка ея голову прижалъ къ себѣ и сталъ говорить ея грѣхи. Алтарникъ Сергiй говоритъ: «Пришелъ я къ О. Владимiру въ состоянiи душевной тяжести, а онъ показалъ мнѣ на икону въ соборѣ и велѣлъ сдѣлать 12 поклоновъ. Иду и думаю: откуда онъ знаетъ, что это моя любимая икона Божiей Матери «Взысканiе Погибшихъ»?... А одинъ мужчина прiѣхалъ изъ Выксы послѣ долгихъ разбирательствъ и тяжбъ со своимъ сосѣдомъ. Хотѣлось покаяться у мощей Преподобнаго. Отца Владимiра онъ не зналъ, но когда подошелъ исповѣдаться, Батюшка сразу спросилъ: «Ну что? Помирился съ сосѣдомъ?» Мужчина разрыдался...

О. Владимиръ с детьми: Арсенiем и Лидiей

Онъ не только понималъ, какъ безконечно одинокъ человѣкъ въ наше бездушное время, но старался восполнить его одиночество своей любовью, каждаго одарить, пожалѣть. И каждый считалъ этотъ потокъ любви своимъ, а онъ любилъ всѣхъ».

3. ДУШЕВѢДЕЦЪ

Радость моя, стяжи духъ миренъ,
и тысячи возлѣ тебя спасутся.
Преп. Серафимъ
Батюшка о. Владимiръ «въ  полетѣ». Такимъ его часто видѣли, спѣшащего и всѣм доступного.

Вотъ характерныя «Записки Паломницы» — какъ Батюшка воспринимался страждущими душами, составленныя для вѣрующихъ Аллой Добросоцкихъ въ «Православной Газетѣ для Простыхъ Людей» (№ 1-25, г. Александровъ, Владимiрской обл.):

«Провѣряйте богоугодность всякого дѣла» — такой завѣтъ оставилъ отецъ Владимiръ Шикинъ.

Ещё молодой, быстрый, стремительный, вдохновенно-пламенный, онъ словно леталъ по воздуху — и глаза его въ это время выхватывали того, кто особенно нуждался въ помощи. Стоило отцу Владимiру на минутку остановиться, какъ вокругъ него неизмѣнно собирались толпы народа, жаждущаго совѣта, исповѣди, утѣшенiя.

Подошла и я. Только собралась спросить о причинахъ крайне неспокойнаго поведенiя дочки, какъ отецъ Владимiръ, бросивъ на меня быстрый, пронизывающiй взглядъ вдругъ спросилъ:

«Оккультизмомъ увлекалась?»

«А-а-а… А откуда вы знаете?» — растерялась я, не ожидая услышать такое обличенiе отъ батюшки, котораго вижу въ первый разъ въ жизни.

«По глазамъ видно, — сказалъ отецъ Владимiръ. И, видя мой недоумѣвающiй взглядъ, добавилъ. — До конца жизни въ глазахъ особый слѣдъ остается».

Теперь я думаю, что дѣло тутъ, видно, было не въ глазахъ. Просто отецъ Владимiръ хотѣлъ скрыть, что Господь открываетъ ему многое въ душахъ людей. Когда я разсказала о себѣ, онъ признался, что «тоже журналистъ (молъ, не робей — и я грѣшникъ), но отъ болѣе подробнаго разсказа о себѣ какъ-то незамѣтно уклонился.

«Батюшка, — съ трепетомъ задала главный для себя вопросъ, — а у моей дочери нѣтъ одержанiя бѣсомъ?.. Иногда она ведетъ себя такъ вызывающе, какъ не можетъ вести младенецъ».

«Сейчасъ, подожди-ка», — и отецъ Владимiръ долго и пристально вглядывался малышкѣ въ глаза. Потомъ облегченно вздохнулъ и улыбнулся:

«Не бойся, всё въ порядкѣ. Проси о помощи преподобнаго Серафима — и всё будетъ хорошо».

Потомъ онъ настойчиво повторилъ во время елеопомазанiя:

«Помни: всегда обращайся къ Преподобному Серафиму. Хорошо?»

А я поразилась — да какъ онъ можетъ помнить всѣхъ насъ — тысячи людей, каждого со своими грѣхами и, помазывая елеемъ, успѣваетъ, проницательно взглянувъ въ глаза, сказать каждому что-то свое, послѣ чего человѣкъ отходитъ сiяющiй или озабоченный — но всегда измѣнившiйся.

Въ Дивѣево, какъ въ любое святое мѣсто прiѣзжаютъ больные, одержимые, бѣсноватые, жаждущiе изцѣленiя. Въ состоянiе шока неподготовленнаго человѣка могутъ привести люди лающiе, воющiе, хрюкающiе. Такъ нечистая сила, по попущенiю Божiю (чаще всего — за тяжкiе грѣхи) овладѣвшая ими, реагируетъ на близость святыни. Одна такая женщина стояла возлѣ насъ и какъ-то особенно свирѣпо хрюкала хриплымъ басомъ. Когда она подошла къ о. Владимiру подъ елеопомазанiе, то громко закричала:

«Мнѣ больно! Мнѣ больно! Ой, жжетъ! Больно!!!»

Батюшка со всей силой, какая у него была, буквально напечаталъ крестное знаменiе на лбу, груди, плечахъ несчастной (такъ, что она едва удержалась на ногахъ) и напослѣдокъ ударилъ троеперстiемъ въ лобъ, приказавъ: «Изыди, сатана!»

Женщина, представьте себѣ, мгновенно успокоилась и, благодарно и смущенно улыбаясь, отошла. Всѣ, кто былъ свидѣтелемъ этой сцены, могли въ потрясенiи лишь молча молиться.

Наутро у раки съ мощами преподобнаго Серафима служился молебенъ съ Акаѳистомъ. Отецъ Владимiръ высоко поднявъ Еvангелiе, нѣсколько разъ повелительно произнесъ:

«Умоляю васъ, кайтесь! Наступаютъ послѣднiе времена — надо успѣть покаяться!»

Потомъ сталъ прикладывать Еvангелiе къ головамъ молящихся. Вдругъ страшный, нечеловѣческiй визгъ сотрясъ стѣны храма — кричала одна изъ женщинъ, чьей головы коснулась священная книга (бѣсъ, ея одержатель, объяснилъ потомъ батюшка, не могъ вынести прикосновенiя святыни — онъ-то и визжалъ отъ боли). Такiе люди, проживъ здѣсь нѣсколько недѣль или мѣсяцевъ, изъживъ грѣхъ — главную причину болѣзни, — нерѣдко совершенно изцѣляются или уѣзжаютъ со значительнымъ облегченiемъ.

Но благодать помощи дается не каждому и не сразу — вѣдь для этого надо сначала покаяться, измѣнить жизнь. И тѣ, что прiѣзжаютъ сюда не за спасенiемъ, а съ цѣлями лукавыми, — получаютъ эффектъ прямо противоположный.

Отецъ Владимiръ прекрасно чувствовалъ такихъ людей съ нечистыми помыслами.

«Здѣсь сегодня два экстрасенса!» — вдругъ предупредилъ онъ.

Одна изъ этихъ самоувѣренныхъ женщинъ на виду у сотенъ людей начала дѣлать какiе-то пассы руками у иконы Пресвятой Богородицы, пытаясь, очевидно, «подпитаться энергiей» (какъ это принято у нѣкоторыхъ «цѣлителей», прикрывающихся православной символикой). Её никто не останавливалъ, не гналъ. Но батюшка Серафимъ, незримо присутствующiй здѣсь, не допустилъ кощунства надъ святыней. Внезапно «цѣлительница» дико затряслась, руки у неё свело — и всю её скрючило, перекорежило. Обезсилѣвъ она осѣла на полъ.

Счастливая семья О. Владимiра: матушка Ирина, сынъ Арсенiй и дочь Лидiя.

Сколькимъ же страждущимъ людямъ отецъ Владимiръ отдавалъ себя безъ остатка — и время, и силы, и здоровье, и любовь! Обновленные дивнымъ свѣтомъ благодати, прикоснувшiеся къ сокровищу любви, уѣзжали мы изъ Дивѣева. Одна изъ моихъ спутницъ, жестоко мучимая бѣсами послѣ общенiя съ преподавателемъ-оккультистомъ, нѣсколько разъ исповѣдовавшаяся и причащавшаяся у отца Владимiра, спустя нѣсколько лѣтъ послѣ паломнической поѣздки нашла семейное счастье, стала доброй христiанкой. Ближайшая подруга избрала иноческiй путь.

Я отослала О. Владимiру серiю очерковъ и получила отъ него теплый отвѣтъ:

«Дорогая о Христѣ Алла, прочиталъ Ваши «Замѣтки паломницы», и сердце мое распростанилось къ вамъ, по слову Апостола. Дай-то Богъ, чтобы «мысль Ваша была съ Богомъ», и постоянно; и провѣряйте богоугодность всякого дѣла-текста!

Храни Васъ Господь и предстательство Преподобнаго отца нашего Серафима Саровскаго и всѣя Россiи заступника по вашимъ молитвамъ!

О. Владимiръ».

4. ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ

Царя земнаго Царь Небесный
Прославилъ въ Царствiи Своемъ.
Господь помилуетъ насъ грѣшныхъ,
Россiя путь обрящетъ крестный,
Что приведетъ въ Небесный Домъ.
Елена Боякова
О. Владимiръ съ мѵроточивой иконой Царя. Женщина въ бѣломъ платкѣ, раба Божiя Елена собирала матерiалъ и подготовила книгу объ О. Владимирѣ; сзади со скрещенными руками рабъ Божiй Леонидъ, художникъ, нарисовавший портретъ Батюшки, что данъ в первой главе журнала

«Хочется подробно разсказать о послѣдней болѣзни О. Владимiра, о томъ, какъ онъ до самой смерти оставался вѣрнымъ и за все благодарилъ Бога и какъ чудеснымъ образомъ это было связано съ прославленiемъ Царственныхъ Мучениковъ, которыхъ онъ глубоко почиталъ, — такъ повѣдала Н. Зотова и продолжаетъ:

«Въ Сентябрѣ 1999 г. медицинское обслѣдованiе показало, что есть подозрѣнiе на онкологiю — Батюшка давно страдалъ желудкомъ. Врачи настаивали дѣлать операцiю. Отслужили молебенъ Царю-Мученику Николаю II, по окончанiи котораго пришелъ настоятель Свято-Троицкаго Дивѣевскаго собора О. Андрей и благословилъ поѣхать къ О. Николаю на островъ Залитъ: «Онъ дивный старецъ всероссiйскiй. Какъ скажетъ, такъ и поступайте». Отъ Нижняго Новгорода до Пскова добирались на машинѣ нѣкоего р. Божiя Александра, и были поражены его словами: «А машина-то знаете какая? На этой машинѣ я везъ Мiроточивую Икону Царя-Батюшки изъ Москвы въ Петербургъ...» Всю дорогу слушали кассету о томъ, какъ икона мiроточитъ, какъ въ самолетѣ облетѣла всю Россiю, сколько было явлено чудесъ и исцѣленiй... Вездѣ Александръ раздавалъ паломникамъ иконки Царя-Мученика. Прiѣхали подъ вечеръ, долго молились у дома О. Николая Гурьянова — и Старецъ вышелъ. Онъ благословилъ. Операцiя прошла неудачно. Хирургъ рѣшилъ ничего не трогать, чтобы Батюшка не умеръ на операцiонномъ столѣ.

Леченiе продолжалось по возвращенiи въ Дивѣево, и черезъ мѣсяцъ наступило страшное ухудшенiе. Въ это время изъ Москвы прiѣхали врачи и стали звать къ себѣ; они настояли на леченiи сухимъ голодомъ. Безъ воды, безъ смачиванiя устъ и умыванiй, безъ разговоровъ — общенiе только записками. Невозможно представить, что переживалъ и какъ молился дорогой Батюшка! На шестой день появилась большая слабость. На девятый измученный священникъ сказалъ женѣ: «Матушка, я не могу безъ Причастiя...» Не воды, не пищи просилъ... Срочно пришел молодой батюшка О. Анатолiй. Они два часа исповѣдовались, всѣ въ слезахъ. Исповѣдь была грандiозной, потому что за эти 9 дней Батюшка ее выстрадалъ и подготовился. Это тяжелѣйшее время голоданiя было какъ вынужденный схимническiй затворъ: никакихъ звуковъ, никакихъ разговоровъ, только на 5-ый день онъ написалъ первую записочку... Сурово было для О. Владимiра время восхожденiя на свою Голгофу. Послѣ леченiя начались жуткiя боли. Онъ попросилъ: «Отпустите меня домой».

Постригъ въ монашество О. Владимiра.

Въ Дивѣево вернулись къ празднованiю памяти Преп. Серафима 2/15-го Января. Несмотря на невѣроятную нѣмощь, Батюшка пошелъ на службу, гдѣ всѣ его увидѣли послѣ мѣсяца разлуки. Увидѣлъ его и Владыка Николай и благословилъ на монашескiй постригъ. Постригъ совершился въ день Собора Предтечи и Крестителя Господня Iоанна въ Свято-Троицкомъ храмѣ у мощей Преп. Серафима. О. Владимiръ къ тому времени ничего не вкушалъ, существовалъ на капельницахъ, а жилъ Причастiемъ. Послѣ пострига ему стало немного лучше, онъ могъ уже вставать и понемногу ходить въ храмъ.

Въ день памяти Священно-Новомученика Митроп. Владимiра Кiевскаго, новаго небеснаго покровителя въ монашествѣ Батюшки, 25-го Января/7-го Февраля, Господь послалъ великое утѣшенiе больному. Въ этотъ день О. Александръ Шаргуновъ привезъ къ нему Мiроточивую Икону Государя Николая II. Передвиженiе Иконы было расписано на много мѣсяцевъ впередъ, но выпадалъ одинъ свободный день какъ разъ на именины Iеромонаха Владимiра. Икона прибыла рано утромъ, и вѣсть объ этомъ быстро разнеслась среди вѣрующихъ. Цѣлый день шелъ народъ приложиться къ святынѣ, и служили молебны, изъ двухъ коробокъ раздавали акафисты и иконы. Шло какъ бы прославленiе Царя.

Послѣ этого одной инокинѣ приснился сонъ, что О. Владимiръ въ людномъ мѣстѣ доставалъ изъ коробки огромныя жемчужины и раздавалъ народу. Воистину, духовный жемчугъ.

На слѣдующий день О. Владимiра повезли въ Нижнiй Новгородъ на обслѣдованiе, а вѣрующими было составлено прошенiе Владыкѣ (Николаю) съ просьбой отслужить молебенъ о здравiи тяжко болящаго Iеромонаха Владимiра передъ иконой Царя какъ мѣстночтимымъ образомъ. Дѣло заключалось въ томъ, что одному благочестивому молодому человѣку было видѣнiе Государя Николая II, который сказалъ, чтобы отслужили ему молебенъ для облегченiя болѣзненнаго состоянiя отца Владимiра. Въ народѣ разнеслось, что если будетъ отслуженъ молебенъ, то Отецъ Владимiръ выздоровѣетъ. Это давало большую надежду, чѣмъ на докторовъ. Матушка Ирина и О. Владимiръ съ этимъ прошенiемъ отправились къ Владыкѣ Николаю. Онъ ихъ принялъ поздно вечеромъ, но въ прошенiи отказалъ. (Тутъ слѣдуетъ замѣтить, что всѣми архiереями уже было принято рѣшенiе прославить Государя, что и было всѣнародно совершено въ Iюлѣ мѣсяцѣ.) О. Владимiру становилось все хуже, фактически онъ умиралъ отъ голода.

5. ЦАРЬ ПРИНИМАЕТЪ ЕГО ДУШУ

Такъ Царь Батюшка устроилъ.
Матушка Ирина Шикина
О. Владимiръ съ мѵроточивой иконой Царя. Женщина въ бѣломъ платкѣ, раба Божiя Елена собирала матерiалъ и подготовила книгу объ О. Владимирѣ сзади со скрещенными руками рабъ Божiй Леонидъ, художникъ, нарисовавший портретъ Батюшки, что данъ в первой главе журнала

Матушка Ирина отправилась въ Троице-Сергiеву Лавру къ Архимандриту Кириллу (Павлову) и разсказала о случившемся. «Ну что жъ, отслужите этотъ молебенъ въ Москвѣ у О. Александра», — благословилъ Отецъ Кириллъ и указалъ 19-ое Марта, день Торжества Православiя.

Утромъ 19-го Марта прiѣхали въ храмъ къ О. Александру Шаргунову. О. Владимiръ былъ потрясенъ до слезъ: чудотворная Икона Царя-Мученика благоухала и мiроточила въ 12 струй! А вечеромъ въ переполненномъ храмѣ Святителя Николая въ Пыжахъ служился молебенъ съ акаөистомъ Царю-Мученику о здравiи тяжко болящаго Iеромонаха Владимiра.

Думается, что на всю жизнь запомнятъ эту соборную молитву даже тѣ, кто никогда раньше не видѣлъ Батюшку. Онъ вышелъ въ облаченiи, изможденный, ни разу не присѣлъ. Священники читали по очереди, и онъ прочиталъ 2 раза икосъ и кондакъ... Люди стояли на колѣняхъ, обливаясь слезами, икона источала мiро и благоухала. Послѣ молебна Батюшка упалъ передъ всѣми на колѣни со слезами: «Спасибо! Сколько любви! Я не достоинъ этого», — и заплакалъ. Его увели въ алтарь, а когда вышелъ, стали подходить люди, онъ помнилъ многихъ даже по фамилiи и каждому говорилъ что-то хорошее.

Москва. Въ храмѣ О. Александра Шаргунова последнiй молебенъ Государю въ жизни О. Владимiра, стоящего по правую руку отъ Александра.

Возвращаясь послѣ молебна, О. Владимiръ сказалъ: «Какой же я счастливый! Мнѣ теперь ничего не страшно! Теперь я ничегошеньки не боюсь!» И дѣйствительно, на немъ уже отражалась благостность.

На слѣдующiй день Господь послалъ болящему монаху еще одно утѣшенiе — Батюшку принялъ Старецъ Кириллъ Свято-Троице-Сергiевой Лавры и долго съ нимъ бесѣдовалъ. Далъ четочки, цѣлый пакетъ подарочковъ и благословилъ: два раза въ недѣлю причащаться, каждый мѣсяцъ собороваться, по возможности служить, а пока въ Москвѣ — лечь въ больницу. О. Владимiръ вышелъ отъ Старца счастливый со словами: «Какъ онъ меня всего одарилъ! Сколько же у него любви!»

Къ тому времени Батюшка такъ ослабъ, что ночью хотѣлъ встать и упалъ, а на кровать забраться самъ уже не смогъ — такъ и лежалъ, пока его не подняли… Когда его положили въ военный госпиталь, онъ уже не могъ пошевелить ни руками, ни ногами, но находился въ состоянiи полнаго благодушiя и духовной радости — шутилъ надъ своей немощью и все время вспоминалъ своихъ духовныхъ чадъ.

Въ палатѣ Батюшка вздохнулъ: «Какъ же я васъ всѣхъ измучилъ своей болѣзнью...» Его стали утѣшать. Потомъ осмотрѣлся и сказалъ: «Какая же у насъ палата — генеральская». А Матушка Ирина замѣтила: «Такъ это Царь-Батюшка устроилъ!» И О. Владимiръ пропѣлъ весь тропарь Государю-Мученику: «Царства земнаго лишенiе, узы и страданiя многоразличные кротко претерпѣлъ еси...» Вечеромъ онъ попросилъ: «Дай-ка мнѣ, Матушка, четочки тѣ, что О. Кириллъ подарилъ. Дивный какой Старецъ! Столько у него любви!.. Ну, а ты почитай Псалтирь».

Матушка прочитала «Трисвятое» по «Отче нашъ», и О. Владимiръ тихо возгласилъ: «Яко Твое есть Царство и сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа...» и заснулъ. Это были его послѣднiе слова на землѣ — утромъ Батюшка отошелъ ко Господу.

По дорогѣ въ Дивѣево гробъ съ тѣломъ сутки стоялъ въ храмѣ Боголюбскаго монастыря, и тамъ, подъ куполомъ, проявилось изображенiе Царя-Мученика съ крестомъ и державой въ рукахъ. Дивное чудо!

6. ГОЛУБОКЪ ИЗЪ ПОТУСТОРОННЯГО МIРА

Царя, который меня прославитъ, я прославлю.
Преп. Серафимъ Саровскiй
Свѣжая могилка О. Владимира

У всѣхъ было желанiе, чтобы отпѣванiе совершалось въ главномъ соборѣ, гдѣ возлѣ мощей Преп. Серафима его служка О. Владимiръ столько потрудился Преподобному и принялъ монашескiй постригъ. Но правящiй Митрополитъ Николай запрѣтилъ...

Похоронили О. Владимiра въ Дивѣевѣ 12/25-го Марта 2000 г. Въ Преображенскомъ храмѣ Владыка Iерофей совершилъ отпѣванiе. Изъ разныхъ концовъ страны прiѣхали люди проститься съ любимымъ пастыремъ. Въ гробу съ нимъ лежала иконка Царя-Мученика, и никто не могъ ее убрать.

Большимъ утѣшенiемъ для всѣхъ было чудное знаменiе: когда Батюшку обносили вокругъ Троицкаго собора, высоко въ небѣ, прямо надъ гробомъ, зависъ голубь и долго-долго трепеталъ крыльями въ воздухѣ.

Рядомъ съ Дивѣевскими блаженными, напротивъ Свято-Троицкаго собора, — мѣсто погребенiя Iеромонаха Владимiра. На могилѣ — высокiй рѣзной крестъ съ распятiемъ Спасителя, а внизу — маленькая иконочка нынѣ прославленнаго Освященнымъ (юбилейнымъ) Архiерейскимъ Соборомъ Царя-Страстотерпца Николая.

На сороковой день собрались почитатели Батюшки О. Владимiра, и одна женщина подѣлилась слѣдующимъ:

«Вы объ этомъ не знаете, я объ этомъ не разсказывала при жизни Батюшки. Знаютъ объ этомъ только Господь Богъ, Отецъ Владимiръ и мы съ дочерью. Сейчасъ, на 40-ой день послѣ его смерти, я не могу объ этомъ не разсказать. Мнѣ Батюшка приснился въ первый разъ въ жизни, когда я еще въ Дивѣевѣ ни разу не была, Батюшку не знала и ничего о немъ не слышала. У меня случилось страшное несчастье: 16-лѣтняя дочь перестала ходить. Мы всѣхъ врачей, огонь и воду прошли, никто ничего не обѣщаетъ, посылаютъ отъ одного врача къ другому. Это было настолько страшно, это была трагедiя, я слезъ не осушала. И вдругъ снится мнѣ во снѣ неизвѣстный священникъ, еще и распатланный такой (Батюшка былъ очень быстрый, казалось, онъ все дѣлаетъ на бѣгу, и его волосы нерѣдко развѣвались во всѣ стороны), который, какъ мнѣ казалось, буквально нападаетъ на мою дочь, хватаетъ ее за голову, начинаетъ ее трясти, кулачкомъ начинаетъ ее бить по позвоночнику. Я какъ закричу: «Что Вы дѣлаете? Вы же ее убьете!» А онъ на меня посмотрѣлъ строго и говоритъ: «Отойдите отъ меня, не мѣшайте мнѣ». И продолжаетъ. Я проснулась подъ непрiятнымъ впечатлѣнiемъ отъ увидѣннаго — ничего не поняла. Едва ли не на другой день мнѣ какiе-то знакомые говорятъ: «Поѣзжай въ Дивѣево — это мѣсто цѣльбоносное, тамъ Преп. Серафимъ, источники». Потомъ отъ другихъ — почти что то же самое слышу. Въ жизни о Дивѣевѣ не думала, а тутъ просто зазываюсь. А про О. Владимiра, повторяю, никто-ниоткуда. И вотъ мы рѣшились. Прiѣзжаемъ. И начинаю обращаться къ одному священнику, другому: можетъ быть, можно какой-то молебенъ отслужить, на источникѣ помолиться — какъ-то помочь моей дочери. Отвѣчаютъ: молитесь Преп. Серафиму — и все! Мы и къ источникамъ ходили, окунали ее. Ничего намъ не помогаетъ. И вотъ собираемся домой, а я уже въ день отъѣзда подѣлилась своимъ горемъ съ одной монастырской служащей. И она говоритъ: «Я тебя поведу сейчасъ къ Батюшкѣ, который, можетъ быть, тебѣ и поможетъ». Подходимъ къ толпѣ исповѣдующихъ, Батюшку за ними не видно. Мы держимъ нашу дѣвочку, чтобы она хотя бы вертикально стояла. И только отъ Батюшки отошелъ очередной человѣкъ, котораго онъ исповѣдовалъ, какъ сторожъ храма подходитъ къ нему и говоритъ: «Здѣсь дѣвочка, которая перестала ходить, посмотрите, пожалуйста». Батюшка повернулся къ намъ стремительно, и дальше происходитъ все невѣроятное. Батюшка отстраняетъ толпу людей (у него эта очередь на исповѣдь стояла часами и полуднями) и быстро подходитъ къ моей дочери, и повторяется все то, что я видѣла во снѣ. Онъ начинаетъ ее бить кулачкомъ по позвоночнику, тряся ея плечики, хватаетъ за голову. Я, какъ тогда во снѣ, кричу: «Вы что дѣлаете? Вы же ее убьете!» — «Отойдите отъ меня!» Потомъ положилъ свои руки дочери на плечи и говоритъ мнѣ: «Отпустите ее». Я говорю, что не могу ее отпустить, она сейчас упадетъ, она не можетъ стоять самостоятельно. Онъ: «Я сказалъ — отпусти ее!» И говоритъ дочери: «Сейчасъ мы пойдемъ съ тобой къ мощамъ Батюшки Преподобнаго Серафима». Онъ, кажется, даже опирался на нее — руками держалъ за плечи, но на самомъ дѣлѣ онъ ее велъ. Толпа смотритъ — всѣ понимаютъ, что она не можетъ идти. Такъ они доходятъ вмѣстѣ до святыхъ мощей и, оказывается, она не можетъ приложиться къ мощамъ Преподобнаго Серафима; Батюшка буквально борется съ невѣдомой силой — и таки прижимаетъ ея голову ко святымъ мощамъ, къ стеклышку, — и они обратно идутъ!!! А кончилось это тѣмъ, что Батюшка заставлялъ ее бѣгать въ Троицкомъ соборѣ съ перваго этажа на второй — множество пролетовъ. И здоровый утомится. Онъ за ручку ее держитъ — за пальчики, и они бѣгутъ вмѣстѣ. И говоритъ мнѣ Батюшка: «Ну, что ты мнѣ, мамочка, говорила, что твоя дочь не ходитъ. Посмотри, какъ она у тебя бѣгаетъ!» Такъ Батюшка на моихъ глазахъ исцѣлилъ мою дочь».

7. СЛУЖКА ПРЕП. СЕРАФИМА

Всѣхъ, кто обращается ко мнѣ,
въ какомъ бы уголкѣ ни былъ, — всѣхъ слышу.
О. Владимиръ
Рака Преп. Серафима въ Дивѣевѣ сегодня.

Подобно своему небесному наставнику Преп. Серафиму, Отецъ Владимiръ сподобился преисполниться любви къ Богу и ближнимъ, и Господь являлъ милость Свою чрезъ кроткаго новаго «служку» Убогаго Серафима. Вотъ нѣсколько случаевъ, показывающихъ, что Батюшка О. Владимiръ достигъ уровня святости какъ небесный защитникъ.

1. Десятилѣтняя батюшкина дочь Лидiя, уже послѣ 40-го дня смерти Батюшки, передъ экзаменомъ въ музыкальную школу по скрипкѣ, подступила къ мамѣ въ самыхъ разстроенныхъ чувствахъ и говоритъ: «Мама, папа при всей своей дѣятельности, находилъ время и всегда уроки мнѣ помогалъ дѣлать. А ты совсѣмъ со мною не занимаешься, совсѣмъ меня забросила». А бѣдная мама едва на ногахъ послѣ всѣхъ несмѣтныхъ толпъ 40-го дня, была въ полномъ изнеможенiи. И снится Лидѣ ея папа и говоритъ: «Ну, Лидуся, что ты такъ разстраиваешься? Ну куда денутся отъ тебя твои пять съ минусомъ?» И они вмѣстѣ за ручку идутъ въ храмъ и стоятъ вмѣстѣ службу, и вмѣстѣ выходятъ. И потомъ Лида говорила: «Я понимаю, что папа сейчасъ исчезнетъ, обняла его: «Папа, папа, не уходи! Я безъ тебя не могу, не отпущу тебя никуда!» И плачу. А онъ утѣшаетъ: «Ну, Лидусикъ, не волнуйся, я буду къ тебѣ приходить, а если у тебя будутъ какiя-нибудь трудности, приходи ко мнѣ на могилку и все-все разскажи. Я передамъ святымъ, и мы тебѣ вмѣстѣ поможемъ». На следующiй день она дѣйствительно получила «пять съ минусомъ» вмѣсто ожидаемой двойки.

2. На сороковой день пожилой послушницѣ Н. приснился сонъ. Она подруга З. Я., у которой дочь вышла замужъ за нѣкоего раба Божiя. Батюшка благословилъ этотъ бракъ. До этого она собиралась выйти замужъ за какого-то пѣвца-гитариста, но Батюшка грустно пошутилъ: «Этого тебѣ только не хватало, будетъ тебѣ пѣсни пѣть всю жизнь». А этого раба Божiя благословилъ, и какъ-то все быстро произошло — они повѣнчались. Прошли годы, родился ребенокъ, и у этого человѣка начались психическiе сдвиги. Онъ Батюшкѣ безъ конца свои наважденiя разсказывалъ, все просилъ: «Помолитесь, я не спасусь...» И Батюшка говоритъ во снѣ этой послушницѣ: «Ты знаешь, зачемъ я тебѣ явился? Чтобы попросить у тебя прощенiя. А то вѣдь тебя З. осуждаетъ, и другiе къ ней присоединились. И теперь они на меня ропщутъ, что я благословилъ ихъ дочь на этотъ бракъ. А это не я благословилъ, это Господне благословенiе: она очень безпечно прожила всю свою предыдущую жизнь, и это ей Господь такой крестъ далъ — терпѣнiе болѣзни своего мужа. Донесетъ свой крестъ — спасется». И добавилъ: «Тамъ такъ невыносимо тѣмъ, кто на землѣ осуждаетъ, ропщетъ и не кается. Просто невыносимо!!! За все благодари Господа! А молитву злыхъ Господь вообще не принимаетъ», — очень ясно, отчетливо, въ самую душу это ей произнесъ. «За тебя молятся Вѣра, Надежда, Любовь и Софiя, мать ихъ». Она проснулась и съ радостью думаетъ объ этихъ словахъ: «А я имъ каждое утро тропарь читаю — это мои покровители». И въ концѣ сна добавилъ: «Всѣ святые, которымъ ты молишься, тебя слышатъ. Всѣхъ, кто ко мнѣ обращается за помощью, въ какомъ бы уголкѣ ни былъ, — всѣхъ слышу». И послѣднюю фразу, самую важную, ясно запомнила. Батюшка вдругъ грустно такъ посмотрѣлъ и произнесъ: «Идетъ великая пагуба на всю вселенную». Сонъ, одновременно и личный, и предназначенный всѣмъ намъ. Батюшка приходилъ въ красномъ пасхальномъ облаченiи и на головѣ что-то типа красной митры, сiяющей».

3. Батюшка, наконецъ, приснился долго желавшему увидѣть его во снѣ духовному сыну Д.: «Вижу Батюшку въ огромной толпѣ, какъ при жизни. Онъ меня немедленно и ласково осѣняетъ крестнымъ знаменiемъ со словами: «Мое благословенiе передай О.», это моей женѣ. Потомъ свѣтло улыбнулся и произнесъ: «Главное, чтобы между вами были миръ и любовь».

Д. проснулся, разсказалъ свой сонъ женѣ. Они были необыкновенно утѣшены, какъ послѣ встрѣчи съ живымъ Батюшкой.

4. Одна раба Божiя, духовная дочь О. Владимiра, очень хотѣла увидѣть его во снѣ, но многимъ Батюшка снится, а ей нѣтъ. Какъ-то вечеромъ она окончательно разстроилась и сказала, что больше не будетъ слушать ничьихъ разсказовъ, пока сама Батюшку во снѣ не увидитъ. «Батюшка, — она по-дѣтски въ своихъ вечернихъ молитвахъ проситъ, — как бы съ Вами увидѣться». И снится ей помѣщенiе, наполненное болящiми, многiе лежатъ на кроватяхъ. Одинъ мужчина, по-видимому разслабленный, произноситъ: «Когда же начнутъ помазывать святымъ масломъ изъ лампадки О. Владимiра, которая на его могилкѣ?» Въ это время появляется Батюшка и говоритъ: «Я сейчас васъ всѣхъ помажу», и начинаетъ всѣхъ-всѣхъ помазывать. Наконецъ, я передъ Батюшкой, и онъ, со свойственнымъ ему простодушiемъ, говоритъ: «Ну что, увидѣлись?»

5. Супруга о. дьякона Дивѣевскаго монастыря Ф. видитъ во снѣ Батюшку, который держитъ за руку своего сына Арсенiя и вмѣстѣ съ нимъ торопится въ монастырь на службу. «Какъ же такъ? Вѣдь его похоронили», — поражаюсь во снѣ. «Ты думаешь, я умеръ? Я живъ», — улыбаясь, говоритъ мнѣ Батюшка. Взялъ въ руку край своего подрясника и шутливо имъ потрясъ. «Только вы меня плохо поминаете». И пошелъ. Я думаю: «Какъ плохо поминаемъ, вродѣ бы Псалтирь читаемъ?» Послѣ этого сна она обрѣла ясное чувство, что Батюшка душой ни съ кѣмъ не разстался, всѣмъ, неформально помнящимъ его, по-прежнему близокъ... «Батюшка былъ въ переливающихся ризахъ — описать невозможно, цвѣта (какъ радуга) все время мѣняются»...

6. Не такъ давно у насъ появилась одна раба Божiя изъ Западной Украины и стала близкой духовной дочерью Батюшки. Послѣ его кончины она прiѣхала въ Дивѣево и разсказала: «Когда я узнала, что Батюшка умеръ, я плакала, не могла остановиться, казалось, сердце разорвется — такая боль. Въ этотъ день прочла за упокой все Евангелiе. Сижу въ комнатѣ, и вдругъ Батюшка предстаетъ передо мной наяву, только моложе, чѣмъ при жизни, въ красномъ Пасхальномъ или мученическомъ облаченiи. Волосы немного распущены. Смотритъ на меня и улыбается, въ рукахъ держитъ два свитка пергаментныхъ, какъ будто изъ прежняго времени — старинный пергаментъ, коричневый. «Вотъ моя пропускная», — и показываетъ одинъ изъ свитковъ — совершенно чистый — съ одной и другой стороны. И я понимаю, что онъ все прошелъ — минуя мытарства. Затѣмъ показываетъ мнѣ другой: «Это — твой». Я смотрю — онъ отнюдь не такой (какъ у него) чистый. И Батюшка произноситъ: «Будешь подвизаться — придешь въ мои обители». Сейчасъ она готовится принять монашество.

8. ЮНОША АРСЕНIЙ

Я тамъ, гдѣ всегда хорошо
О. Владимиръ сыну
Арсенiй за годъ до своего перехода въ иной мiръ

Есть пословица американская: «Какъ отецъ, такъ и сынъ». Это примѣнимо и къ сыну О. Владимiра Арсенiю. Первенецъ, родился онъ 15 лѣтъ назадъ и росъ здоровымъ ребенкомъ. Былъ онъ одаренный юноша, на радость своимъ родителямъ. Учился хорошо, имѣлъ писательскiй талантъ. Но сердце его билось въ тактъ съ отцовскимъ, по-духовному. По-юношески мечталъ о монашествѣ. Уже въ 15 лѣтъ въ тетрадяхъ-дневникахъ у него было собрано 700 святоотеческихъ изрѣченiй, тщательно выписаны имъ по традицiи монашескаго самообразованiя. Комната его была настоящей келлiей, всѣ стѣны увѣшаны иконками, передъ которыми усердно молился, читалъ Псалтирь, изучалъ славянскiй и греческiй. Даже иконки у него источали «слезы». Прислуживалъ отцу въ Дивѣевскихъ храмахъ и любилъ стоять «на стражѣ» у раки Преподобнаго Батюшки Серафима. Словомъ, усердствовалъ, хотя и отдавалъ дань своему возрасту, какъ видно изъ кусочковъ его писемъ другу. Трогательная, чудная юность! Вотъ письмо написано по старой орөографiи:

«Дорогой братъ во Христѣ Филиппъ! Всѣ очень скучаемъ послѣ твоего отъѣзда, но также и молимся, дабы вы еще прiѣхали къ Батюшкѣ Серафиму въ Дивѣево. Очень прошу тебя помолиться ко Господу Богу за меня, у меня чего-то разболѣлся глазъ, причемъ очень сильно; ну, значитъ, такъ Богу угодно. Прости меня за все, чѣмъ я обидѣлъ тебя, когда ты былъ у насъ. Я по-прежнему стою около подсвѣшника у Сергiя Радонежскаго или у башмачковъ Батюшки Серафима. Молюсь за тебя... Вспоминаю наши съ тобой разговорные знаки. Помню, какъ мы писали про ереси, которыя были осуждены на 7-ми Вселенскихъ Соборахъ, про то, какъ мы пробовали молчать и переписывались по бумажкѣ и про другое.

Ну, теперь немножко о себѣ. Во-первыхъ, я недавно сталъ изучать сербскiй языкъ. Вскорѣ послѣ того, какъ я сказалъ объ этомъ моимъ знакомымъ, которые черезъ нѣсколько дней должны были отправиться туда (въ Сербiю), они переслали мнѣ кучу чудесныхъ книжекъ на сербскомъ языкѣ, сербскiя четки, нѣсколько журналовъ и церковный календарь на этотъ годъ, да еще сербско-русскiй словарь изъ 54000 словъ. Въ общемъ, Господь Богъ полностью одарилъ меня Своими щедротами. Если хочешь, будемъ изучать вмѣстѣ. Могу написать тебѣ, если захочешь, сербскiй алфавитъ. Сейчасъ пока напишу тебѣ «Отче нашъ» по-сербски, а потомъ могу и алфавитъ... На первой седмицѣ послѣ Пасхи ѣздилъ въ Гороховецкiй монастырь. Немножко отдохнулъ отъ мiрской суеты. Ну, вотъ и все. Жду твоего письма. Прiѣзжай.

Съ любовью о Господѣ, твой убогiй Арсенiй.

P. S. Иконку посылаю тебѣ въ подарокъ. Безвозмездно. (Иконка греческая, на обратной сторонѣ написано по-гречески.) А беретъ это казачiй. Если хочешь, можешь его носить. Только его надо набокъ. Остальные подарки тебѣ съ Пасхой».

Взаимоотношенiя мѣжду отцомъ и сыномъ были дружные, духомъ они были близки. Болѣзнь отца сынъ очень тяжело переживалъ и усердно молился о его здравiи, крѣпко вѣря, что Богъ его исцѣлитъ. Когда Батюшка на глазахъ у всѣхъ угасалъ, Арсенiй все еще сильно вѣрилъ въ его выздоровленiе. Когда онъ все же умеръ, онъ Арсенiю явился во снѣ. У Арсенiя мелькнула мысль, что надо его спросить, и онъ закричалъ: «Папа, гдѣ ты?» И отец свѣтло и радостно отвѣтилъ: «Тамъ, гдѣ всегда хорошо». Онъ зналъ, что отецъ угодилъ Господу. Но нетерпѣливость юношеская не могла примириться, его пылкая вѣра поколебалась. Молъ, зачѣмъ Богъ отца отнялъ? Всѣ молились усердно, стучали по-еvангельски Богу въ Дверь изо всѣхъ силъ, и не помогло.

Семья О. Владимiра передъ кончиной его.

Чтобы отвлечь его отъ глубоко засѣвшаго горя, купили ему лошадку, и онъ галопомъ носился по улицамъ Дивѣевскимъ, избѣгая этимъ, быть можетъ, худшихъ увлеченiй и соблазновъ. Одинъ день лошадь чего-то испугалась, рванулась и понеслась, а рука Арсенiя была привязана къ лошади, и она его поволокла. Остановить ее было невозможно, а когда остановилась, было поздно. Приволокла она Арсенiя ко храму Рождества Пресвятой Богородицы. Въ этотъ праздникъ Арсенiй родился. И такъ он отошелъ къ Богородицѣ въ иной мiръ.

Когда при отпѣванiи звонили похороннымъ звономъ, прибылъ Преосвященный Митрополитъ Николай, опоздавшiй, когда его ожидали. Онъ возмутился: «Почему меня встрѣчаютъ съ похороннымъ звономъ?» И ровно на 40-ой день послѣ смерти Арсенiя самъ Преосвященный въ большихъ мукахъ скончался.

И крестъ, искусно вырѣзанный, приготовленный было для О. Владимiра, но на могилу его не поставленный, былъ принесенъ на могилку Арсенiю, какъ бы отъ отца сыну, который явно призвалъ его къ себѣ въ лоно Авраамово, въ Царство Небесное, «гдѣ всегда хорошо», какъ самъ сказалъ оттуда. Видно, созрѣло сердце сыночка его къ вѣнцу монашескому, чину ангельскому, чтобы у Батюшки Преп. Серафима былъ свой «юный служка», дабы послужить уже изъ того свѣта своему поколѣнiю въ грядущей Св. Руси. Тутъ умѣстно замѣтить, когда Арсенiя хоронили, какъ на рукоположеннаго чтеца на него надѣли то, во что подобаетъ облачать клириковъ первой степени. Спустя нѣкоторое время одна Дивѣевская монахиня видѣла во снѣ Арсенiя въ блистающихъ ризахъ. Очевидно, такъ и предстоитъ онъ предъ Господомъ въ Царствiи Небесномъ.

Въ изданiи «Возрожденiе»* недавно помѣщено было лучшее конкурсное школьное сочиненiе ученика 8-го класса Арсенiя Шикина. Тепѣрь, послѣ столь ранней смерти этого юнаго «служки» Батюшки Серафима, какъ удивительно благолѣпно звучатъ его слова, написанные подъ воздѣйствiемъ проповѣдей его отца.

Трогательна сiя повѣсть объ отцѣ и сынѣ какъ новѣйшихъ угодникахъ древней Церкви Христовой. Но еще болѣе замѣчательно то, что Русь рождаетъ такихъ чуткихъ, глубокихъ наслѣдниковъ, какъ гласитъ нижеприведенное «слово юноши», точно что-то таинственное, какъ тайна восходящаго солнца. Вотъ полный текстъ и его же заглавiе:

9. ТАЙНА ДИВѢЕВСКАЯ

Будешь подвизаться — придешь въ мои обители!
О. Владимиръ
Могилка Арсенiя и его профиль передъ кончиной.

«Съ высокой Дивѣевской колокольни величественно несутся мощные звуки колоколовъ. Каждое утро чудесный звонъ напоминаетъ мнѣ мой домъ, такъ какъ я имѣю счастье жить совсѣмъ недалеко отъ монастыря, на Святой Канавкѣ.

Лѣто — время каникулъ, и можно поспать подольше, но звонкiе переливы будятъ меня вмѣстѣ съ золотымъ лучикомъ, пробравшимся сквозь шторы; и я радостно и рѣшительно открываю глаза навстрѣчу солнечному утру. Во дни же школьныхъ занятiй приходится вставать пораньше, и колокольный звонъ застаетъ меня на пути въ школу. Монастырскiй звонъ въ стѣнахъ школы переходитъ въ заливистый школьный звонокъ, и начинается урокъ.

Мой папа — священникъ Дивѣевскаго монастыря и, хотя его недавно не стало съ нами, я всегда помню его слова: «Я, сынокъ, служу Богу, а ты учись служить людямъ и родинѣ». Родина — это земля, породившая и взрастившая насъ.

Хоть родился я и въ Подмосковьѣ, Дивѣевская земля — земля, роднѣе которой для меня нѣтъ и быть не можетъ. Каждый, кто прiѣзжаетъ сюда, это, несомнѣнно, ощущаетъ. Одни съ удивленiемъ и непониманiемъ: «Отчего это так?! Какъ будто всегда здѣсь жилъ». Другiе съ радостью: «Удивительное дѣло, какъ домой вернулся изъ долгаго странствiя». Третьи — спокойно и увѣренно: «Никуда больше и ѣхать не хочется».

А надъ всѣй этой тайной такого чувствованiя — слова нашего Батюшки Серафима: «Тутъ тебѣ и Iерусалимъ, и Аөонъ, и Кiевъ... Всю благодать соберетъ Царица Небесная въ Свой послѣднiй Удѣлъ».

Отрокъ Арсенiй, послѣднее цѣлованiе его матери.

Къ Дивѣеву не проходятъ желѣзнодорожные пути, и поэтому каждый паломникъ долженъ проѣхать безкрайними полями, волнами уходящими къ горизонту, мимо бѣлѣющихъ вдоль дорогъ березъ, которыя радуютъ взоръ своей зеленой листвой. Всё здѣсь умѣренно и наводитъ на мысль о смиренiи. Суета городской шумной жизни, наконецъ, отступаетъ, и тайна русской природы, скромной и ненавязчивой, а вмѣстѣ и столь притягательной въ своей безыскусной красотѣ, готовитъ къ вступленiю въ тайну Дивѣева.

А тайна эта, думается мнѣ, въ томъ, что тутъ человѣкъ окончательно возвращается на Родину. Мѣсто Родины — въ человѣческомъ сердцѣ, значитъ, человѣкъ возвращается къ самому себѣ, къ своему сердцу и сердцемъ чувствуетъ, что Пречистая Дѣва дѣйствительно избрала этотъ кусочекъ земли въ Свой послѣднiй Удѣлъ и распростерла надъ Дивѣевскими благословенными предѣлами Свой чудотворный Покровъ. Вотъ почему здѣсь такъ легко молиться и такъ быстро твою молитву слышитъ Небо.

Идутъ по Святой Канавкѣ благословенные паломники, прослушавъ и прочитавъ о знаменитой Серафимо-Дивѣевской обители, будущее которой связано съ побѣдой Православiя надъ всѣмiрнымъ зломъ и антихристомъ.

Какъ драгоцѣнную реликвiю увозятъ съ собой святую земельку, освященную стопочками Богородицы, осоленную потомъ Преподобнаго, омытую кровью мучениковъ и мученицъ за Христа, орошенную слезами безвѣстныхъ молитвенниковъ. Въ началѣ Канавки читаемъ слова Батюшки: «Землица эта дороже злата». И понимаетъ каждый изъ насъ, православныхъ, какимъ сокровищемъ онъ обладаетъ. Сокровищемъ, въ сiянiи котораго меркнутъ всѣ красоты шумныхъ городовъ, всѣ блага техническаго прогресса, мчащiяся, убѣгающiя и уводящiе человѣка отъ самого себя и отъ Бога.

Будемъ же благословенны передъ этой дивной землей и служить ей всѣми силами своей души, чтобы приняло насъ то Духовное Отечество, къ которому всегда стремилась Святая Русь!»

Арсенiй Шикинъ