Русский Паломник

Робинзон Крузо

Краткое содержание книги - Робинзон Крузо. Даниель Дэфо

 

 
Купить Робинзона Крузо
КУПИТЬ КНИГУ - РОБИНЗОН КРУЗО.  ПЕРЕВОД С ОРИГИНАЛА XVIII ВЕКА

За свою жизнь Даниель Дефо написал более 250 произведений, среди которых памфлеты, эссе, дидактические сочинения, романы. Однако широкой публике известна лишь одна работа автора — роман «Робинзон Крузо», написанный и впервые изданный в 1719 году. Уже к концу первого года своего существования книга выдержала 4 переиздания. К концу XIX века этот роман стал одним из самых известных произведений западной литературы: в общей сложности существовало более 700 вариантов адаптации (в том числе сокращенных и детских) и переводов романа, среди которых были и переводы на редкие языки, такие, как эскимосский, коптский, мальтийский.

Популярность произведения объясняется, с одной стороны, уникальной для художественной литературы простотой языка и тем, что автор использовал принцип правдоподобия, заставляющий читателя верить, что описанные события происходили на самом деле; а с другой — множеством смыслов и вопросов, огромным количеством возможных интерпретаций, заложенных в произведении.

Каждая эпоха прочитывала роман по-своему: его воспринимали как авантюрный, революционный, воспитательный, моралистический, психологический, философский. В момент своего появления произведение стало символом преобразующей силы и энергии европейской цивилизации, в конце XVIII века — моделью для исследования вопросов веротерпимости и восприятия чужих культур, в XIX — литературным воплощением теорий труда Маркса... И лишь одна интерпретация, появившаяся едва ли не одновременно с самим романом, не изменилась и не потеряла актуальность до наших дней — христианская.

Каким же образом автор касается вопросов веры в книге, которая сейчас чаще всего прочитывается именно как приключенческий роман?

Прежде чем анализировать текст этого произведения, стоит обратить внимание на язык, которым оно написано: роман практически лишен украшений. У Дефо мы не найдем живописных пейзажей, скорее только географические координаты: широту и долготу; закат солнца не будет похож на гаснущую в глубине вод лампу — вместо этого будет указано время, когда светило скрылось за горизонтом... Дефо стилизует манеру повествования под слова умудренного

жизнью человека, уже прошедшего через все описанные приключения. Благодаря этому читатель верит всему сказанному. Такая особенность авторского стиля объясняет и частое упоминание имени Бога героем, прошедшим на своем веку через многие злоключения.

Начнем с того, что Робинзон Крузо рассказывает о своем семействе и укладе жизни, которые во многом сформировали его личность. Герой особенно подробно останавливается на том, что отец учит его во всем искать золотую середину: быть не богатым и не бедным, средних взглядов и ничем не отличаться от большинства. Но Крузо не такой — его все время тянет путешествовать, посмотреть мир, вдохнуть запах бескрайнего моря.

Это стремление неслучайно: в литературе мотив путешествия издавна символизирует внутренний путь, который человек проходит в поисках Бога, веры, душевной гармонии.

И сразу же встает вопрос о том, как именно должен поступить герой: подчиниться воле родителей — чему учит нравственный закон христианства — и остаться дома или ослушаться и отправиться в путь. Важно, что отец предупреждает Робинзона о том, что в случае ослушания на юноше не будет Божиего благословения. Молодой Крузо колеблется, чувство сыновнего долга соперничает в нем с желанием поступить по-своему. Он даже дает слово никогда не покидать родительского дома, но не может противостоять искушению путешествовать и отправляется в плаванье. И вот — шторм. Неопытный моряк Крузо, очень испуганный разгулом стихии, раскаивается в том, что ослушался воли отца, и искренне обещает Богу в случае своего спасения непременно вернуться в отцовский дом и больше никогда не перечить родителям. Но шторм стих, и вместе с ослабевающим чувством страха угасала и решимость героя сдержать данное слово. Он вновь отправляется в плаванье, и вновь попадает в бурю, уже значительно более страшную, чем первая, и вновь также пламенно обещает Богу покаяние, примирение с родителями и умеренную жизнь в обмен на свое спасение — и вновь спасается. Но вернуться к родителям мешает чувство ничем не обоснованного стыда, которое испытывает герой. И вновь воспоминания о пережитых злоключениях постепенно уходят из памяти героя. Забывает он и о предостережении, высказанном капитаном корабля, на котором Робинзон попал во второй

шторм: «Молодой человек, вам никогда больше не следует пускаться в море. <...> Вернитесь скорее домой и примиритесь с родными. Вы сами на себе испытали, как опасно путешествовать по морю».

И вот, новое путешествие, пиратский плен, бегство на баркасе и спасение. Капитан, подобравший героя и оказавшийся, по словам Крузо, великодушным человеком, отвозит его в Бразилию. Так Робинзону Крузо представилась последняя возможность осмыслить грех, который он совершил, ослушавшись родительской воли, вернуться домой и просить прощения. Но времени прошло много, воспоминания о вине перед родителями уже стерлись из памяти, и герой вновь отправляется в опасное путешествие.

«...Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» , — так говорит апостол Петр в своем Первом Соборном послании (1 Пет 5, 5,6). Робинзон не увидел Божией воли в своих приключениях, во время которых он несколько раз мог погибнуть, но остался жив, не понял, что все пережитое должно было направить его к исправлению. Так что теперь его ожидает по-настоящему страшное испытание: он остается один на необитаемом острове без всякой надежды на спасение.

Но герой не сходит с ума, не впадает в отчаяние. Он начинает воссоздавать вокруг себя тот мир, который был знаком ему с детства: строит жилище, изготавливает инструменты, обустраивает быт. Это было бы невозможно, если бы в самом начале Крузо не осознал, что он остался на острове не один. Оплакивая свою горькую участь, он утешал себя тем, что в отличие от своих спутников он хотя бы выжил. Горюя об отсутствии общения с другими людьми, он вспоминал о чтении Священного Писания и о Боге. Настроением неодиночества Робинзона Крузо проникнут весь роман Даниеля Дефо. Тут стоит обратить внимание на то, как Крузо устраивает собственный быт, как он переодевается к обеду — ему совсем не безразлично, как оценили бы его жизнь современники.

Робинзон стремится построить и подобие знакомого ему общества. В этом смысле важен образ Пятницы — индейца, которого герой спасает от смерти. Для соплеменников, которые хотели съесть Пятницу, он стал едой, то есть перестал быть человеком. Находясь среди людей, туземец оказывается вне общества, но вновь становится человеком благодаря Робинзону и вере в Бога, к которой приводит индейца его спаситель.

К концу своего пребывания на острове Крузо удалось построить небольшое государство, которое было полностью самодостаточным и существовало по собственным, не зависящим от внешнего мира законам. Поэтому возникает вопрос, почему как только Робинзону представляется возможность вернуться к людям в мир, который уже давно изменился, где мало кто его помнил, для которого Крузо стал чужим, герой бросает все, что сделал, и возвращается? Именно эта часть остается для современного читателя самой малопонятной. Попытки исправить «ошибку», которую, как считают многие, допустил Дефо, встречаются в современной литературе и кинематографе довольно часто (в качестве примера можно привести французский роман Мишеля Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб»: в этом произведении Крузо отказывается вернуться на сушу и остается на острове). Но Дефо судил иначе. Сложно сказать, почему автор возвращает героя в цивилизованный мир после долгого заточения. Одной из наиболее вероятных причин можно назвать то, что Робинзон Крузо чувствует свою ответственность перед людьми, которых он знал, волю которых нарушил и предостережениями которых пренебрег. Важно, что автор не акцентирует внимание читателя на какой-либо привязанности героя. Это подчеркивает отсутствие каких-либо личных интересов, позвавших героя домой. В общем смысле можно сказать, что Крузо чувствует необходимость исполнить свой долг человека — представителя людей перед всем человечеством...

Из Робинзона Крузо

 

В этом выборе со всей полнотой в герое проявляется его христианство, его вера. Выходит, что человек даже вдали от цивилизации никогда не одинок, он постоянно чувствует присутствие Бога, если только сам позволяет себе чувствовать Его присутствие. Вместе с тем, человек не может ощутить себя и до конца полноценным, так как в одиночестве он не способен полностью реализовать себя: отсутствие человеческого общества мешает проявить главное человеческое качество — способность любить других людей.

И вот, роман, который с первого взгляда кажется просто увлекательным чтением, ведет внимательного читателя вместе с главнйм героем к пониманию человеческого предназначения на земле, выраженного такими простыми и вместе с тем столь трудными для исполнения словами Господа нашего Иисуса Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга...» (Ин 13, 34, 35).

А подарок на именины Вы можете выбрать здесь:

Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.

Рейтинг@Mail.ru
Православный интернет-магазин Русский Паломник