Православное издательство

Книги

    · новые
    · популярные
    · библиотека

Журнал

    · статьи
    · архив
    · о журнале
Новая книга

Издательскiй Домъ «Русскiй Паломникъ»
Среда 18 / 5 января 2017 года (ст.ст.) от Р.Х.
в
х
о
д

Православный интернет-магазин

в
х
о
д

Православный журнал
Подробнее о журнале
Русский Паломник № 36. Взыскующий Града Божия.
Новая книга

Новые статьи
Жития Святых
Смысл жизни человека
Православные фильмы
Об именинах
Cергей А. Виноградов
Блаженный Свт. Иоанн Чудотворец
Князь Владимир Палей
О. Владимир Шикин
Схимонахиня Макария. Часть вторая
АПОКАЛИПСИС в учении древнего Христианства
Блаженный Андрей Канадскiй
Наши рубрики
Подпишитесь
И мы будем информировать Вас, о новых поступлениях в нашем интернет-магазине
Дополнительно
 журнал •  контакты •
Православный интернет магазин, Православные книги - почтой.

Афонскiй Патерикъ

Современные старцы Горы Афон Афонский Патерик

...они стремятся к большему, чем материальные блага и земные красоты. В поисках этого большего они и отправились на Гору Афон, где кончается земля и начинается Небо. Отец Херувим рассказывает о тех богатырях духа, которые сформировали нынешний духовный климат Святой Горы. Афонские старцы — это не пустые, злобные и развращенные герои современной мирской литературы, но могучие современные герои, люди с прекрасными душами, которые через двадцать веков Христианства все еще остро воспринимают смысл жизни в спасении Иисусом Христом.

Современные старцы Горы Афон

Предисловие к первому изданию на русском языке

Святая Гора Афон

Классическое произведение современной духовной литературы "Современные старцы Горы Афон" знакомит читателей с истинными подвижниками святой жизни нашего времени. Отец Херувим рассказывает о тех богатырях духа, которые сформировали нынешний духовный климат Святой Горы. Эта чудная книга представляет собой замечательное введение к богатой литературе об афонском подвижничестве и духовной жизни.

Издание выходит в двух книгах; первоначально же выходило серией из десяти книг на греческом языке в течение десяти лет. Во вторую книгу войдут жизнеописания старцев Саввы, Игнатия, Кодрата из монастыря Каракалл, Филарета из монастыря Костамонит и Герасима (Менагиаса).

Труд отца Херувима обращен в первую очередь к молодежи с целью показать, что Православие еще живо, живо монашеское подвижничество. В настоящее время большинство из двадцати монастырей на полуострове, известном как Гора Афон, переживают период стабильного роста. С конца 1960-х годов многие обители вернулись к здоровому общежительному уставу; здания ремонтируются и перестраиваются, старые фрески засияли в первозданной своей красе, бережно сохраняются бесценные книги, столь важные для духовной жизни о Боге. И молодые люди, жаждущие богообщения, находят на Афоне желаемое.

Афон знает многих святых, имеет их и сейчас. Гора эта не зря и сегодня называется Святой. Когда, с 1965 года, монашеские устои на Афоне были поколеблены, отец Херувим принялся за бесценный труд свой, желая показать, какой должна быть жизнь о Боге. Начал он с жизнеописания своего собственного Старца и духовного собрата — отца Иоакима, с которым подвизался в скиту Праведной Анны. Следующие семь глав повествуют о старцах, ставших уже всеобще известными и чтимыми к тому времени, когда отец Херувим прибыл на Гору Афон. Жития старцев Филарета и Герасима составлены отцом Иоанникием, учеником и продолжателем трудов отца Херувима, написаны после смерти последнего (в 1979 году).

Из этой книги читатель сможет узнать лишь о немногих богоносных старцах. Нам, знающим из современных афонских подвижников лишь старцев Силуана, Савву Нового и Феодосия Карульского, может показаться что святые — это редкие исключения из множества исповедующих Православие. Но каждый из нас призван ко спасению, к святости. И на Афоне было и есть множество старцев святой жизни, подобных отцам Силуану, Савве Новому, Феодосию Карульскому. Мало кто знает в миру о других современных подвижниках Святой Горы, чьи жизнеописания еще ждут публикации. Назовем сейчас лишь некоторых из них: Святые Двенадцать*, старец Георгий Хиландарский († 1972), старец Аввакум из Лавры († 1978), праведники Румынских скитов, слепой старец Михаил из скита Праведной Анны († 1952), старец Иосиф Пещерник († 1954).

Духовные чада старца Иосифа Пещерника увеличились числом своим, и сейчас наполняют собой монастыри Дионисиат, Ксиропотам, Филофей, Костамонит и — с 1988 года — Ватопед.

В последние двадцать лет некоторые монастыри переживают время подъема благодаря притоку на Гору на послушание некоторых православных братств извне и духовному руководству нынешних игуменов. Ввиду очевидного увеличения числа монашествующих и улучшения состояния сооружений необходимо отдать должное тем людям, которые послужили своими талантами этому. Архимандрит Херувим принадлежит к этим бытописателям многовекового афонского подвижничества.

Но, кажется, что стоит упомянуть и о том, что вопрос об общем современном духовном здоровье Афона остается трудным и закрытым. Упомянуть ввиду спорных вопросов, которые могут быть известны некоторым ревнителям традиционного Православия, могут быть подняты современными исповедниками, если таковые найдутся. В частности, можно слышать критические высказывания о введении и использовании телефонов на Святой Горе, о нетвердости, проявляемой порой при навязывании нового календаря, о прокладке новых дорог и использовании больших грузовиков, тогда как прежним подвижникам достаточно было и мулов, об изгнаниях и преследованиях исповедников, о расчистке и вырубке лесов, о молчаливом непротивлении нововведениям Вселенского Патриарха, об использовании электричества и пестицидов. Попираются устои монашеской жизни, основанные первоначально на отвержении мирского образа мышления, на которых возросли многие святые. Эти устои становятся столь хрупкими, когда есть угроза прерывания традиций таких отцов, о которых рассказывает и эта книга отца Херувима. Сегодня жизненно необходимо знать, ценить и благоговейно преклоняться пред чистыми и простыми старцами Святого Афона.

Отец Херувим рассказывает об их духовной жизни, но опускает многое негативное, чтобы сохранить у читателей возвышенное настроение. Но, думается, что православным сейчас необходимо знать и о плохом, чтобы выжить. Богоборческий дух века сего проникает и на Святую Гору. Описывая лишь то, что прямо касается исповедничества афонских старцев пред обновленческими иерархами и священниками, озабоченными своими успехами в мирской жизни, отец Херувим недоговаривает многое. Факт ссылки отца Иоакима на остров Скопелос в конце 30-х годов, события, в результате которых архимандрит Афанасий был отправлен на покой в 20-х годах, письмо старца Даниила о церковной реформе, выдающееся положение старцев Каллиника и Игнатия в движении исповедников в 20-е годы, жестокие гонения на афонские монастыри со стороны Вселенского Патриарха-экумениста в годы жизни отца Саввы во время русско-турецких столкновений и раскол в общинах исповедников — это все события, которых отец Херувим предпочел лишь слегка коснуться. Описывая жития рабов Истинного Бога, автор, возможно, считал эти события болезненными ранами, шрамы от которых еще слишком свежи, чтобы касаться их, или же посчитал их просто рябью, затуманивающей зеркальную поверхность воды в гавани Православной веры, и он предпочел вместо разговора об этом направить наши взоры к Богу, Который творит чудеса в святых Своих.

Первоначально написанная на греческом языке, книга эта впервые выходит на русском. Она имеет большое значение для пробуждающегося чувства прекрасного среди верных Богу сегодня. Есть внутренняя красота и доброта в этих простых Старцах, бывших сокрытыми в течение многих лет от русских православных. В них есть глубина духовного знания, неведомая светским авторам. Это не пустые, злобные и развращенные герои современной мирской литературы, но могучие современные герои, люди с прекрасными душами, которые через двадцать веков христианства все еще остро воспринимают смысл жизни в спасении Иисусом Христом. Автор не размышляет сухо о вере и разуме, напротив, теоретическое знание о духовной жизни ярко иллюстрируется им повседневной жизнью этих людей. Самые трудные духовные научения об аскетизме и ведении Бога рассматриваются практически, примерами жизни этих новых светочей.

"Современные старцы Горы Афон". Эта книга будет существовать в русской литературе как книга, внушающая любовь к Святой Горе. Многие другие книги предлагают богатую и редкую информацию, но эта рассказывает о ежедневных делах и событиях жизней афонских подвижников. Различные путеводители предлагают информацию, иллюстрирующую, как живут монашеские общины, но они не в состоянии передать нам, чем живут монахи, что такое монашеский подвиг. Большой ценностью этой книги является то, что она говорит о рае, раскрытом для всех людей, о любящем Боге, призывающем чад Своих, возвращающихся к Нему в этот одиннадцатый час. И вот пожелание издателей книги архимандрита Херувима (Карамбеласа) "Современные старцы Горы Афон": войти в Чертог Брачный, прежде чем затворятся двери, чтобы никогда уже не открыться.

Иеромонах Герасим (Ильин)

Восход над Святой Горой

*На Горе Афон существует традиция Двенадцати Святых — избранных старцев-отшельников, по числу Апостолов, живущих неизвестными миру и неизвестными даже другим афонским монахам. Когда умирает кто-либо из них, без всякой огласки в их число призывается другой для продолжения подвигов предшественника. Нам это поведали старцы, свидетельствовавшие о том, что они неожиданно получали такой призыв, но в смирении и страхе Божием отказались.

Современные старцы Горы Афон

Об авторе и его книге

Архимандрит Херувим (Карамбелас)

Автор книги "Современные старцы Горы Афон", архимандрит Херувим (Карамбелас) родился в 1920 году и был крещен с именем Георгий. Еще до его рождения отец его погиб на греко-турецкой войне в Малой Азии, и место отца в его жизни занял дядя. Дядя дал строгое, даже суровое воспитание. Мальчику было четырнадцать лет, когда в душе созрело желание монашеской жизни — и именно на Афоне, благодаря жизнеописаниям двух афонских монахов — отцов Паисия и Хрисанфа. Несмотря на неодобрение и всяческие препятствия со стороны мамы и дяди, зерно вдохновения, уже посаженное, проросло через несколько лет: созрело твердое решение провести оставшуюся часть жизни монахом на Святой Горе Афон. С этим намерением в августе 1938 года восемнадцатилетний Георгий втайне от всех сел на корабль, который по пути в Фессалоники должен был сделать остановку в Дафне — в порту Святой Горы. Прибыв, наконец, на святой полуостров, он совершил паломничества по разным местам: побывал в Карее — столице Афона, в скиту Праведной Анны, в Кавсокаливии, в румынском скиту св. Иоанна Предтечи, в Лавре и в монастыре Дионисиат. Хотя Дионисиат, и особенно один из его добродетельных монахов — старец Лазарь, очень его привлекал, он все же решил вступить в каливу Рождества Богородицы скита Праведной Анны. Строгий, но любвеобильный старец этой каливы, отец Георгий, и братия (жизнь одного из которых, старца Иоакима, описывается в первой главе книги "Современные старцы Горы Афон") жили в той атмосфере духовной, которую искала юная душа: строгие требования в сочетании с большим вниманием к его духовному развитию, и постоянные примеры святости.

Настоящее издание книги "Современные старцы Горы Афон" — перевод с английского перевода Братства преп. Германа Аляскинского и Валаамского Общества Америки. Следует сказать, что стиль языка отца Херувима — возвышенный и трогательный, и, вместе с тем, по-детски простой, трудно поддается дословному переводу. Посему при редактировании главным было желание не столько передать букву, сколько дух этого творения.

Как показывает эта книга, чистая душа Георгия запечатлела живые, неискаженные образы подвижников, встречаемых им, жизнь их, наблюдавшуюся им, и это осталось навсегда в душе его, и его талант писательский позволил столь ярко передать все другим.

Георгий пробыл послушником в скиту Праведной Анны более двух лет, затем был пострижен в великую схиму и наречен отцом Херувимом в благоговейную память Исихаста в скиту св. Василия, которого он почитал. Постриг был совершен в пещере св. Афанасия 14 октября 1940 года.

Несмотря на желание всю жизнь прожить на Афоне, отец Херувим вынужден был из-за тяжелой болезни покинуть Святую Гору в октябре 1942 года и обосноваться в Афинах. Ему суждено было лишь раз еще побывать на Афоне, несколькими годами спустя, чтобы навестить отца Иоакима на смертном одре. Он основал святой монастырь Параклет (Святого Духа — Утешителя) в Оропосе, вблизи Афин и ввел в нем строгий афонский устав. Был он игуменом этого монастыря до самой своей смерти 22 августа 1979 года. Монастырь этот издает православную литературу, что сегодня в Греции — из самых душеполезных, доступных и вдохновляющих (некоторые из них — суть переводы на греческий классических произведений русской духовной литературы). Книги эти пропитаны истинной православной духовностью: цветы, возросшие из семян афонского монашества, упавшие на добрую почву души отца Херувима во время его относительно короткого пребывания на Святой Горе.

Душа его во всю жизнь стремилась на Афон, который он так ясно и с такой любовью помнил, но несомненно, что жизнь его прошла согласно определению Божию — к нашей большой пользе, — что он оставался там, где удобно мог другим поведать о своих идеалах афонского монашества, в монастыре, им основанном — через напечатание трудов своих. Мы уповаем, что труд отца Херувима, выходящий сейчас на русском языке, принесет плод, достойный заложенного в него.

Современные старцы Горы Афон

Предисловие

Икона Божией Матери Игумении Святой Горы Афонской

Гора Афон — это особая земля, на полпути между Небом и землей. За последние 1 300 лет она заняла особенное положение среди всех других стран на земле; образ жизни на Афоне не подчинен мирским законам. Афон населен мужами, которых не удовлетворяет ничего, что может предложить мир; они стремятся к большему, чем материальные блага и земные красоты. В поисках этого большего они и отправились на Гору Афон, где кончается земля и начинается Небо. Благодаря многотерпению и ежедневным подвигам, они находят искомое и живут так, имея величайшее сокровище. И сокровище это — этот кусочек Неба — сохраняют до конца земной жизни.

На Святой Горе мужи те ведут новую жизнь — жизнь, дающую им предощущение будущего блаженства. Души их вдохновляются мыслью о вечности, которая, словно вечная весна, ободряет и утешает, когда становится по-зимнему тяжело.

Вдохновленный чудом подвижнической жизни на Горе Афон, автор стремится разделить свое вдохновение с теми людьми, у кого не было возможности лично встретить Старцев святой жизни.

Книга "Современные старцы Горы Афон" написана с целью показать духовных подвижников, подвизавшихся на Святой Горе в первой половине XX века. Некоторые из них пребыли на Афоне до конца жизни, другие, после многих трудов там, продолжали свое служение за пределами Афона. Жизни их свидетельствуют о том, что и в наши апостасийные времена есть истинные подвижники, ведущие великую духовную брань.

Святая Гора Афон

Вместе с тем, книга эта должна рассматриваться как плод глубокой благодарности автора тем святым и смиренным Отцам, давшим ему и продолжающим давать бесценные дары. Сейчас, когда выходит книга, лишь их любимые и незабвенные лики придают ему силу и даруют утешение, хотя сами они так далеко...

Архимандрит Херувим, июнь, 1968 г.



Приобрести эту книгу в нашем Интернет-Магазине...

версия для печати

Другие статьи в этой рубрике...

  1. Старец Феодосий Карульский Святогорец
  2. Афонская Собратiя. (Iеросхим. Макарiй)

предыдущая статьяследующая статья наверх
Библiотека
Зяблик и его друзья из деревни Палики, что на реке Жиздре. Монах Лазарь (Афанасьев).
Зяблик и его друзья из деревни Палики, что на реке Жиздре. Монах Лазарь (Афанасьев).

О смысле жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни».
О смысле жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни».

Как далеко до завтрашнего дня. Александр Поляков.
Как далеко до завтрашнего дня. Александр Поляков.

(подробнее >>>)

Интернет-магазин
Носители духа святителя Игнатия. Духовные советы современным христианам.
Носители духа святителя Игнатия. Духовные советы современным христианам.

Икона - Божией Матери «Умягчение злых сердец». (Деревянный киот, цвет "орех", литография, тиснение, стразы, багет, стекло. )
Икона - Божией Матери «Умягчение злых сердец». (Деревянный киот, цвет "орех", литография, тиснение, стразы, багет, стекло. )

Четки христианские. Дерево: «Дуб натуральный светлый». 30 зёрен, (диаметр ∅ 10мм).
Четки христианские. Дерево: «Дуб натуральный светлый». 30 зёрен, (диаметр ∅ 10мм).

Икона - Божией Матери «Озерянская». (Деревянный киот, цвет "красное дерево", литография, тиснение, стразы, багет, стекло. )
Икона - Божией Матери «Озерянская». (Деревянный киот, цвет "красное дерево", литография, тиснение, стразы, багет, стекло. )

К Стагирию подвижнику, одержимому демоном, или О том, как преодолевать уныние и скорбь. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.
К Стагирию подвижнику, одержимому демоном, или О том, как преодолевать уныние и скорбь. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Икона - Божией Матери «Казанская».
Икона - Божией Матери «Казанская».

Сказки и истории Андерсена.
Сказки и истории Андерсена.

Жития святых для детей.
Жития святых для детей.

Тропинка к Богу. Мысли о покаянии святых отцов и старцев.
Тропинка к Богу. Мысли о покаянии святых отцов и старцев.

Великая Китайская стена. Истории из жизни святых мучеников Китайских и преподобного Стилиана Пафлагонского. Андреева Инна.
Великая Китайская стена. Истории из жизни святых мучеников Китайских и преподобного Стилиана Пафлагонского. Андреева Инна.

Во что я верю. Франсуа Мориак.
Во что я верю. Франсуа Мориак.

Икона - Архангел Михаил и Архангел Гавриил.
Икона - Архангел Михаил и Архангел Гавриил.

Икона - Святой Великомученик Георгий Победоносец. (Деревянный киот, цвет "красное дерево", литография, тиснение, стразы, багет, стекло. )
Икона - Святой Великомученик Георгий Победоносец. (Деревянный киот, цвет "красное дерево", литография, тиснение, стразы, багет, стекло. )

Поп. Роман. Сегень А. Ю.
Поп. Роман. Сегень А. Ю.

Каталог архивного фонда Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Том VII. Часть 4. Составитель монах Ермолай (Чежия).
Каталог архивного фонда Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Том VII. Часть 4. Составитель монах Ермолай (Чежия).

Канонник. Церковнославянский шрифт. Кожаный переплет, состаренный обрез.
Канонник. Церковнославянский шрифт. Кожаный переплет, состаренный обрез.

Как полковник Плиханков стал старцем Варсонофием. Н. В. Скоробогатько.
Как полковник Плиханков стал старцем Варсонофием. Н. В. Скоробогатько.

Собрание сочинение Игнатия Брянчанинова в кожаном переплете. 6 томов. В авторской редакции святителя.  Кожаный перелет, тонированный обрез.
Собрание сочинение Игнатия Брянчанинова в кожаном переплете. 6 томов. В авторской редакции святителя. Кожаный перелет, тонированный обрез.

Удачная находка сороки-белобоки. Светлана Ананич.
Удачная находка сороки-белобоки. Светлана Ананич.

Тайна Владыки Петра. Северные рассказы. Монахиня Евфимия (Пащенко).
Тайна Владыки Петра. Северные рассказы. Монахиня Евфимия (Пащенко).

Последний Афон. Поэзия исихазма. Инок Всеволод (Филипьев).
Последний Афон. Поэзия исихазма. Инок Всеволод (Филипьев).

Икона - Божией Матери «Неупиваемая Чаша». (Деревянный киот, цвет "красное дерево", литография, тиснение, стразы, багет, стекло. )
Икона - Божией Матери «Неупиваемая Чаша». (Деревянный киот, цвет "красное дерево", литография, тиснение, стразы, багет, стекло. )

(подробнее >>>)


Рейтинг@Mail.ru Общество друзей милосердия